Природные и экологические основания дизайна как репрезентации взаимосвязи культурного наследия и проектного формообразования костюма

Авторы
  • Данилова Ольга Николаевна

    Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
    Владивосток. Россия
    канд. техн. наук, доцент кафедры дизайна и технологий

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы репрезентации культурного наследия в современной проектной культуре. Выявлены и обсуждаются признаки переходной стадии от постмодернизма к становлению метамодернистского характера творческой деятельности в дизайне костюма ХХ–ХХI вв. Модернизм и постмодернизм опирались на предшествующее культурное наследие, при этом в культуре периода постмодернизма получила развитие авторская интерпретация объектов реального мира, включая дальнейшую визуализацию новых образов. Новая парадигма метамодернизма в проектной культуре ориентирована на перфоманс, использование кинетических структур в объектах дизайна и сформирована под давлением интегрированных системных знаний, технологических достижений и технических эффектов. Развитие информационных технологий необратимо реструктурировало природу отношений в социокультурном пространстве, однако культурные акты настоящего, в частности, процессы компьютерной генерации образов, имеют невоспроизводимый виртуальный характер. Подобного рода творческая активность человека не ориентирована на проектирование объектов, имеющих долговременную культурную ценность.

Намечены пути переосмысления традиции в проектной культуре, а также механизмы репрезентации культурного наследия в дизайне современного костюма. Наиболее перспективным направлением современной проектной культуры является переосмысление традиций с целью последующего формирования нового образа, выявление динамики процессов наследования и дальнейшего морфологического развития форм, прямые аналогии которых широко представлены в живой природе. Показана необходимость проведения междисциплинарных исследований в сфере изучения и актуализации объектов культурного наследия, что позволяет сформировать единую общетеоретическую концепцию экологического дизайна. Проанализированы ключевые вопросы эволюции проектной культуры с позиций методологии экологического дизайна и поиска новой стратегии формообразования костюма.

Ключевые слова и словосочетания: постмодернизм, метамодернизм, культурное наследие, дизайн костюма, экологический дизайн, энвайронмент.

Документы для скачивания