2.1.3/4472 Северо-Восточная Азия как трансграничный регион: теория формирования, практика взаимодействия, перспективы развития
2009-01-01
2010-12-31
Исследование теоретических основ феномена трансграничности и процесса развития трансграничного сотрудничества в Северо-Восточной Азии
Результаты первого этапа исследования:
- составлен список основных научных трудов по проблеме (126 ист.);
- сформулированы теоретические принципы исследования трансграничных территорий;
- определены основные рамки и эвристические особенности геополитического подхода к исследованию трансграничности;
- обосновано использование понятий «трансграничность» и «трансграничный регион»;
- определен научный подход понимания процесса трансграничное сотрудничество;
- сформулирована исследовательская гипотеза о векторе развития Тихоокеанской России.
Результаты второго этапа:
1. Дана оценка геополитического потенциала СВА и его влияния на структурирование трансграничного региона, включая милитарную составляющую и силовой ресурс.
2. Разработаны и апробированы подходы к использованию географических методов исследования в вопросах локализации сложносоставных проявлений трансграничности.
3. Обоснована необходимость учета объективных процессов экономического районообразования при выделении (районировании) трансграничных регионов.
4. Определены характерные особенности трансграничных территориальных систем, проявляющиеся в специфическом структурировании внутреннего пространства региона.
5. Установлена определяющая роль национальных интересов стран, составляющих трансграничный регион, в формировании основных трендов регионального взаимодействия в СВА.
6. Определено значение институционализации трансграничных связей в развитии трансграничного региона Северо-Восточная Азия в современных условиях глобализации.
Научные результаты, полученные в рамках выполнения второго этапа проекта, используются в учебном процессе. В результате работы модернизировано 12 учебных дисциплин. Методику расчета геополитического статуса можно использовать для сравнения трансграничных территорий, т.к. статус определяет стратегию поведения и эффективность трансграничного взаимодействия, в том числе и сотрудничества.
4561300
Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг)
Федеральные (МинОбрНауки)
Министерство образования и науки