Гриванова Ольга Владимировна
Доцент кафедры транспортных процессов и технологий Института нефтегазового дела, транспорта и логистики, кандидат технических наук. Общий объем научных публикаций — 45, 5 статей в зарубежных изданиях, входящих в базу Scopus, 5 патентов. Две почетные грамоты Министерства высшего образования и науки РФ. Диплом конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»: за преданность профессии и продолжение традиций Российской высшей школы.
ВГУЭС я принадлежу очень много лет. Я закончила школу–интернат (сегодня ШИОД), затем ДВТИ, осталась на кафедре, отучилась в аспирантуре в Москве в Московском энергетическом институте. И хотя начались лихие 90-е, зарплаты преподавателей резко упали, старый костяк ученых и преподавателей остался в вузе, в том числе заведующий кафедрой труда и охраны окружающей среды, профессор Светлана Михайловна Гриванова, и можно только преклоняться перед их решением. В это время началась трансформация университета под руководством нового ректора Геннадия Иннокентьевича Лазарева.
Быть представителем целого научного клана — это, в первую очередь, конечно, ответственность. В какую бы мы область ни вступили, партию, клан, организацию, — это всегда ответственность
Я возглавляла Институт транспорта и логистики, а до этого, более 20-лет заведовала аспирантурой и докторантурой. И наука – это было главное, чем занимались аспиранты, которые были элитой преподавательского сообщества. Мы работали на очень большом подъеме: в университете всегда было много научных грантов, были заказ-наряды, были свои диссертационные советы, и только в одном экономическом совете защитилось около ста человек. Поэтому вся моя деятельность условно вписывается в такой треугольник: наука — преподавание — инновации.
Современная наука — это командная работа, где должны быть и лидер, и генератор, и исполнитель. Сегодня науку в одиночку не сделаешь. Кроме того, ученый должен уметь не только сформулировать идею, но и довести ее до реализации. Умение зафиналить дело – очень важный навык, которому тоже нужно учиться.
До сих пор существуют предубеждения против женщин за рулем и женщин, разбирающихся в технике. И ломать такие стереотипы всегда сложно. Но я заканчивала вуз еще в советское время, когда женщин в технических вузах работало много.
Исследовательский тип мышления предполагает скрупулезность, определенную вязкость мысли, умение начать заново, чем мужчины, как правило не отличаются. Мужчина не может на протяжении восьми часов монотонно выполнять одну и ту же работу, только женщина может работать на конвейере и круглосуточно качать ребенка. Еще есть такой фактор, как многозадачность, который у мужчин отсутствует, и что составляет сильную сторону женщин.
Для исследовательской деятельности, в первую очередь, нужны фундаментальные знания, широта охватываемого круга проблем, энциклопедичность, эрудиция. А способность анализировать придет со временем. То количество знаний, которое человек пропускает сквозь себя, со временем прорастает в необходимое для исследователя качество.
Любая кафедра, любой институт живы только тогда, когда там есть наука. Преподаватель студенту интересен только тогда, когда за ним что-то стоит, когда он выступает не просто транслятором тех знаний, которые прочитал в учебнике, а когда он понимает суть вещей.
Самое главное в жизни — постоянное саморазвитие. Когда есть желание чего-то достигнуть, тогда жить интересно.