Терентьева Татьяна Валерьевна
Ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор, организатор семинаров и круглых столов, посвященных совершенствованию и развитию экономических процессов в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Общее число опубликованных научных трудов — 110, в том числе курсы лекций по дисциплинам: «Деньги, кредит, банки», «Рынок ценных бумаг», «Теория бухгалтерского учета», «Анализ финансовой отчетности», «Управленческий учет», учебные программы и пособия с грифами РУМЦ и УМО, практикумы, сборники задач и упражнений, научные статьи, монографии. Является действующим членом «Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», Союза «Приморская торгово-промышленная палата», Международного бизнес-клуба «Диалоги», Межрегиональной общественной организацией «Азиатско-Тихоокеанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы», Межрегиональной Общественной Организации «Лига Преподавателей Высшей Школы»
Ректор сегодня в большей степени менеджер, чем ученый. Выполняя по списку все функции менеджмента: организация, планирование, контроль, мотивация — важно организовать процессы, приводящие к результату. При этом подбор профессиональных, эффективных людей в каждой предметной области является самой важной и вместе с тем самой сложной задачей.
Мои научные достижения сегодня — это результаты работы Научной школы, которую мы создали с Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук и которую я возглавляю. За три года мы «выпустили» четырех кандидатов наук: защиты двух диссертаций прошли в этом году и еще двух пройдут в 2021-м. К 60-летию университета наша Научная школа взяла обязательство подготовить шесть докторов наук.
Мы вошли в период трансформации российских университетов, базирующийся на двух принципах. Первый принцип — полезности: меняется структура образовательных программ, и большую долю предметов в учебных планах занимают прикладные дисциплины, а не фундаментальные. Второй — корпоративности: университет сейчас — не «храм науки», а экономическая корпорация и существует по принципу: все, что не продается, — просто не производится. Фундаментальные образовательные программы очень затратны, поэтому выдвигается прикладной аспект, как предмет для изучения. Это входит в явное противоречие с традициями русского образования, но полностью соответствует мировым тенденциям.
Трансформация российских университетов — это еще и вопрос персонализации. Наш университет должен иметь проекты, отличающие нас от всех других организаций, работающих в этой отрасли. Мы послали самых молодых и талантливых сотрудников нашего университета, имеющих опыт управленческой работы, в «Школу ректоров» Московской школы управления «Сколково». Именно они должны предложить нам основные векторы движения нашего университета.
Молодежь — будущее университета. Все великие ученые сделали свои открытия в молодом возрасте. Исааку Ньютону было 23 года, когда он высказал предположение о силе тяготения, Альберту Энштейну было 26 лет, когда он открыл закон взаимосвязи массы и энергии, Нильсу Бору было 28 лет, когда он создал первую квантовую теорию водорода. И поэтому наш университет много сил и средств вкладывает в развитие нашей молодёжи. Но это встречное движение… Не многие сейчас хотят расширять зону своего комфорта и преодолевать сложности
Компьютеризация — информатизация — цифровизация: это один тренд, но разные задачи. Цифровизация — это вопрос сокращения затрат всех ресурсов: времени — сокращается время длительности процесса, трудовых ресурсов — не нужно столько людей для осуществления процесса, следовательно денег. Но появляется социальный аспект: чем занимать и как содержать людей, которые будут вытеснены с рынка труда? Это проблема государственного значения.
«На темном небе ярче звезды» — это не моя философия. Петр I, когда его спросили, зачем он расходует средства на такое тщательное обучение первых лиц государства, ответил: «Короли не делают великих министров, но великие министры делают великих королей». Важно, чтобы каждый процесс возглавляли профессионалы, делающие славу нашему университету, а значит и мне, как ректору.
Два самых важных актива у человека: время и деньги. Время — не возвратная категория, это необходимо понимать и когда тебе 50 лет, и всегда. Деньги — это возможности. «Никто бы и не помнил о «добром самаритянине», если бы у него были только благие намерения. У него также были и деньги». (Маргарет Тэтчер)
Классический руководитель — конечно, мужчина. Мужчины — стратеги, они рациональны. Женщины — тактики, мы эмоциональны, и это нам мешает. На мой взгляд, самая важная женская черта — многофункциональность. Мужчина последовательно решает вопросы, а женщина все и сразу.
Я планирую каждый свой день. Стараюсь.