Ушанов Павел Владимирович

Доктор филологических наук, профессор Высшей школы кино и телевидения ВГУЭС. Общий объем научных публикаций — 61, четыре монографических исследования, 16 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, шесть учебных пособий.

Гуманитарная наука ценна сама по себе, ее наличие — признак человека разумного, признак цивилизации. А журналистика, как научное направление, отличается от остальных своей максимальной практикоориентированностью. Феномены, возникающие в рамках журналистики, можно предсказывать, можно объяснять, но иногда появляется нечто, что объяснить на основе имеющиеся знаний невозможно, и именно здесь возникают научные прорывы.

Работая над докторской диссертацией, я столкнулся с неописанностью такого феномена, как современная блогосфера, поэтому мне пришлось ее описать.

Первый этап развития блогосферы — экстенсивный рост: за пять лет, по статистике Яндекса, у нас появилось шесть или семь миллионов блогеров. Второй этап — профессионализация, так как массовую аудиторию интересует профессиональный контент. Третий этап — вхождение в правовое поле: если речь идет о десятках и сотнях миллионов подписчиков, значит личный блог становится СМИ.

Технология 2.0 отличается от первой версии тем, что при первой версии за создание контента людям нужно было платить, а теперь люди потребляет контент, который сами и создают. Мы приблизились к высшей степени капиталистического производства, когда капиталист ничего не платит работнику, а тот еще и удовольствие получает.

Web 3.0 — это когда уже не ты отбираешь контент, а искусственный интеллект на основе статистики твоих посещений создает некий слепок твоей личности и предлагает тебе контент и контекстную рекламу.

Современные СМИ определяет трафик. Людям, которые владеют информационными площадками, часто безразлично качество и содержание, их интересуют просто объемы. А лозунги про создание нового мира не более, чем красивые слова.

Любая борьба между медиа — это борьба за деньги. У каждого СМИ есть своя базовая коммуникативность, соответственно, принимается решение, каким образом эту базовую коммуникативность реализовывать и удерживать аудиторию

Тема моей докторской диссертации — «Коммуникационная стратегия российской власти: бинарность и конвергентность структурных элементов». И сильной стороной моей диссертации является как раз то, что она понятна от названия до реализации, все слова выбраны правильно и за каждым словом стоит то, что я думал. 

Политику можно рассматривать как технологию, где новый политический контекст, новое политическое поле создается через художественную коммуникацию. В период 1985-1991-х годов можно проследить как политические решения находят отражение в СМИ,  литературе и кинематографе. 1990-2000-е это период, когда складывается общественный запрос на власть, какой она должна быть. Запрос был во многом стихийный, потому что ему предшествовали усталость и опустошенность, которыми закончились президентские выборы 1996 года. Здесь начинается цепь совпадений: сверх-популярность фильма «Брат 2» и сериала «Менты», по которым можно было понять, каких героев, какие сюжеты общество хочет. И тогда появляется президент Владимир Путин, прекрасно попадая на общественные ожидания.

Любая ментальная конструкция хороша, когда она имеет потенциал к развитию.