Филипова Александра Геннадьевна
Заведующая научной лабораторией комплексных исследований детства ВГУЭС, доктор социологических наук, доцент, заместитель председателя ИК «Социология детства» Российского общества социологов, главный редактор научно-теоретического журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования». Общее количество научных публикаций – 129, 8 монографических исследований, 5 статей в зарубежных изданиях, входящих в базу Scopus, 4 статьи в зарубежных изданиях, входящих в базу Web of Science, участвовала в реализации 12-ти фундаментальных научно-исследовательских проектов по федеральным грантам
Поскольку я занимаюсь социологией детства, то мой главный исследовательский вопрос — о детях: как они могут участвовать в социальной жизни, как они воспринимают общество и процессы в обществе, как реагируют на них.
Сегодня много говорится о новом поколении, которое все воспринимает по-другому, в чем-то очень сильно опережая взрослых. Поэтому задача — посмотреть на мир их глазами через разные фокусы: пространство, город, передвижение в городе, участие в решении серьезных вопросов, возможность артикулировать свое мнение в школе, общественных организациях, семье. Мне эта тема кажется важной и актуальной, потому что детям очень сложно высказаться и мы крайне редко к ним прислушиваемся.
После школы я поступила на специальность «Социальная работа» в Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет и на практику поехала в загородный лагерь, где работала с детьми из детских домов. Там возник мой интерес к теме детства: сначала на основе чувства сопереживания и понимания их потребности в эмоциональном контакте со взрослыми, потом - на сломе стереотипов, что дети из детских домов — девианты, так как среди них попадались очень талантливые и интеллектуально одаренные ребята, которые могли бы хорошо развиться при условии адекватной поддержки.
Дальше пришло понимание того, что сиротство — это очень специфическая категория, которая сегодня в приоритете государственной заботы, а у нас есть еще много категорий, существующих без государственной поддержки: дети из малообеспеченных семей, семьи, где родители вынуждены постоянно работать и у них нет возможности уделять необходимое количество времени воспитанию и общению с ребенком. И моя докторская диссертация касалась уже социальной защиты самого детства в современной России.
Главные личностные характеристики ученого-исследователя — это открытость новому и постоянное желание развиваться.
Одна из проблем российской науки — оторванность от глобальных трендов. Бывает, что наши ученые переоткрывают заново то, что давно открыто за рубежом. Чтобы такого не происходило, нужно понимать, что происходит, что сегодня в топе, а для этого ездить на международные научные конференции, общаться, взаимодействовать, в идеале – включаться в международные научно-исследовательские проекты.
Вырастить молодежь в науке — это проблема. Современные студенты быстро загораются, но также быстро остывают. Государство спускает проекты, чтобы молодежь привлекать в науку через грантовые системы, но главная проблема – статуса науки – пока не решена. Если мы поднимем статус ученого в обществе, то научная деятельность, может быть, и заинтересует молодежь.
Задача ученого не писать в стол, а вести исследования на благо общества, на развитие общества.
Путь ученого-исследователя тернист: нелегкий, но интересный и увлекательный.