Чернявская Валентина Станиславовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и юридической психологии Института права, единственный в Приморском крае ваковский профессор по педагогике и психологии, психотерапевт, общий объем научных публикаций 200, 2 статьи в зарубежных изданиях, входящих в базу Scopus, 8 статей в зарубежных изданиях, входящих в базу Web of Science, реализовала восемь фундаментальных научно-исследовательских проектов по федеральным грантам

Сегодня нет особой потребности в науке, потому что в обществе большие проблемы с ценностными ориентирами.  Российский ученый, философ, профессор Вячеслав Семенович Степин, по чьим трудам все аспиранты изучают дисциплину «Философия науки и техники», описывал стратегии развития науки в контексте ценностей человека и доказал, что сначала нужно думать «во имя чего», а потом уже делать научные открытия достоянием других, иначе есть опасность создать очередную «нейтронную бомбу».

Современная молодежь живет в мире, где воспитания, как передачи ценностей, нет. И хотя ценности все равно формируются, происходит это индивидуально, а поскольку среда общая, то ценности денег и власти становятся общими. Актуальные потребности в этом формируют сервисы, которые с экранов внушают детям, какими они должны быть, чтобы соответствовать современному стандарту успешного человека. А это далеко не естественный процесс. Потребности, которые сегодня формируются, формируются по странным законам рынка.

Гуманитарные науки создают человека, который может видеть и делать, и цементируют общество как нечто устойчивое. Без гуманитарных наук целостность общества пропадет. Поэтому гуманитарные науки, с одной стороны, задают вектор, так как без них все выльется в производство механизмов «бессмысленных и беспощадных», а с другой страдают по разным причинам. Во-первых, они менее интересны молодежи, так как в меньшей степени ассоциируются с деньгами, властью и модой. Во-вторых, для того чтобы в гуманитарных науках зарабатывать деньги, нужно очень много и очень долго «напрягать мозги».

Мой главный исследовательский вопрос  какие условия нужны человеку, чтобы развиваться и быть счастливым, что предшествует нахождению верного пути в профессии.

Тема актуального для меня научного направления и гранта самораскрытие способностей человека.  Изучаются психолого-педагогические предпосылки и механизмы возникновения самопонимания своих способностей. Здесь важны индивидуально-типологические особенности личности, которые позволяют быть успешным в той или иной деятельности и которые не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но способствуют их обретению.

Работать со способностями сложно. Дети в определенный период выбирают предметы ЕГЭ. С одной стороны, ребенок может чувствовать свои способности: что ему нравится, в чем он успешен или чем ему просто хочется заниматься, но также он может быть бесчувственным к себе и не понимать, чего он хочет. С другой стороны, есть масс-медиа, которые диктуют популярные модели поведения, и они могут расходиться с его внутренними склонностями. С третьей стороны, на выбор ребенка могут влиять родители и требовать, чтобы он соответствовал их ожиданиям.

В рамках гуманистического подхода предполагается, что человек все сам о себе знает, все содержится в нем, и задача родителей и наставников создать среду для  раскрытия им способностей. Поэтому моя задача, как исследователя, определить, как в такой ситуации происходит момент самораскрытия. Для определения этого есть соответствующие методики, определяющие внешние условия,  и внутренние механизмы, которые предопределяют верный выбор.

Уже выявлены некоторые факторы, например, что определенные типы отношения матери  (позитивный интерес, просто интерес) предопределяют верный выбор ребенком будущей профессии. В школе помогать определиться с выбором могут учителя: в разные моменты времени поддерживать ребенка или, наоборот, транслировать мысль, что он неспособен. Выяснение механизмов самораскрытия способностей может оказать помощь школьникам, учителям и родителям.

Докторскую диссертацию я писала по теме развития фрустрационной толерантности учителей. Речь идет о развитии их способности не впадать во фрустрацию часто, так как слишком большой спектр ситуаций провоцирует это. Ведь учителя это социальная группа, которая влияет на все поколения, во-первых, и чья деятельность связана с поиском ошибок, фиксацией негатива, во-вторых. Эта профессия входит в список профессий, опасных для жизни.

Я всегда занималась гуманистической психологией в образовании, а сейчас я меня интересует экзистенциальное направление психологии  экзистенциальный анализ. Мне близки труды австрийского психолога Альфрида Лэнгле, чей подход очень хорошо ложится на русскую ментальность, развивает идеи о смысле и об условиях самораскрытия способностей человека.