Крюков Владимир Васильевич
Проректор по цифровому развитию, доктор экономических наук, профессор, член Общественного экспертного совета по развитию информационного общества при губернаторе Приморского края, внес существенный вклад в развитие информатизации университета, автор концепции Электронного кампуса университета.
Когда я пришел во ВГУЭС в середине 90-х, здесь не было никакой инфраструктуры — только несколько отечественных компьютеров. Я понимал, что ситуацию нужно менять.
При губернаторе Евгении Наздратенко ВГУЭС стал ведущим исполнителем по программе информатизации Приморского края, что позволило создать в вузе исследовательское подразделение — Центр информационных технологий, который помогал наращивать мощности края, разбираться с вузовской повесткой, внедрять новаторские решения. Например, систему электронного обучения АВАНТА, которую мы зарегистрировали в Роспатенте, продвигали в Корею и Европу.
У нас часто пытаются провести повсеместную компьютеризацию посевным методом: раздать компьютеры, сбросить подразделениям софт, но эффективной работы не получится. Поэтому вопрос: сколько нужно вкладывать, чтобы получить эффективность и отдачу — до сих остается открытым. Понятно другое: оснащение учебных и рабочих мест компьютерами и даже установка правильного софта к повышению эффективности не приведет, нужно заниматься корпоративной культурой, настраивать и развивать процессы.
Нужны ли ученые в университете? Главная задача университета — обучать. В техникуме обучают лекторы — те, кто озвучивают придуманные не ими законы, а в университете — исследователи с подтвержденной ученой степенью и публикациями в рейтинговых научных журналах. У меня по этому вопросу однозначного ответа нет. Потому что, во-первых, есть проблема уровня знаний: когда ученый пытается в головы студентов, как в пустой сосуд, залить то, что он многие годы сам изучал, это не всегда приносит планируемую отдачу. Во-вторых, ученый — часто специалист в узкой сфере, а вузовские программы и курсы — широкого профиля. И в-третьих, хорошо обучают не ученые, а педагоги, которые понимают, как люди хотят и могут учиться. И лучше всего люди учатся в группе, наблюдая друг за другом, а задача преподавателя — помогать, направлять и оценивать. Он должен быть интеллектуальным наставником, а не ментором.
Сегодня главная задача — понять тренд, связанный с цифровой трансформацией, определить, в чем ее отличие от информатизации, который мы много лет занимались, что нужно сделать, чтобы структуру университета трансформировать под эти новые тенденции.
Основное направление цифровой трансформации — смена подхода в работе со студентами: сопровождать их с момента, как они становятся абитуриентами, до момента, когда выпускники находят работу. Эту цепочку отслеживать по следам, которые остаются в цифре. Второе — все, что связано с цифрой, должно выглядеть, как цифровая платформа. У нас это – электронный кампус университета. Цифра убирает посредников, между результатом и тем, кто должен получить результат, должно быть минимум транзакций.
Трансляция лекций в скором времени будет исключена, в практику обучения войдет социальный конструктивизм, ориентированный на соревновательность, творчество, проектную деятельность. И если окажется, что научить человека чему-либо более производительно и быстро может искусственный интеллект, то и учить будут небелковые преподаватели.