Лазарев Геннадий Иннокентьевич

Геннадий Лазарев, президент ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор, депутат Законодательного Собрания, почетный гражданин г.Владивостока, победитель конкурса Европейской ассоциации развития менеджмента – CEEMAN за «Выдающиеся достижения в управлении организацией», награждён медалью «За вклад в развитие города», знаками отличия «За заслуги перед Владивостоком» и «За заслуги перед Владивостоком» первой степени, Орденом Дружбы, Почётной грамотой Министерства труда Российской Федерации, Почетным знаком «Золотой Фонд ВГУЭС», Почётной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», дважды лауреат Бизнес-Премии «Менеджер года Приморского края»

В Советском Союзе образование было бесплатным и государство полностью финансировало университеты. Но в начале 90-х система рухнула, и наш университет оказался в уникальном положении: формально мы оставались государственным университетом в структуре акционерного общества открытого типа в структуре частной организации. Длительное время финансирование университета было сведено минимум: мы не могли платить ни заработную плату, ни коммунальные платежи. Встал вопрос: что делать? Мы пересмотрели работу университета как бизнес-структуры, и честно сказали нашим заказчикам, что за обучение надо платить. И мы одними из первых пошли на такую схему и фактически спасли университет.

Бизнес эффективен, когда продукция востребована, когда затраты не больше расходов, когда заказчик доволен качеством продукции. В случае университета спрос должен быть на интеллектуальный продукт: выпускников и результаты научных исследований. А чтобы это обеспечить, нужно студентов так обучать, чтобы работодателям потом не приходилось их переучивать, чтобы они были уверенными в своем профессионализме и в жизни.

Информатизация — это один из ключевых моментов, связанных с повышением эффективности или результативности работы.  Без тотальной информатизации управленческой работы, учебной и научной работ студентов мы современный университет не построили бы.  Когда ни у кого не было гаджетов, мы за счет университета каждый год покупали для первокурсников нетбуки. Тогда это воспринималось как экзотика, но это позволило нам намного быстрее других университетов перейти к сквозной информатизации.

Сегодня в мире ситуация такова, что если в государстве хорошо развивается наука, то результаты научно-исследовательской деятельности реализуются в экономике, в управлении, и страна активно развивается. Россия впереди всего мира по количеству защищенных диссертаций, а в экономике большие проблемы.

Одна из колоссальных проблем нашего профессионального образования состоит в том, что наши университеты учат не тому, что нужно заказчику, а тому, что знают и умеют преподаватели. И наше отличие состоит в том, что мы это реально оцениваем и стараемся устранить.

Мы перешли на практикоинтегрированное обучение, проектное обучение и сейчас стимулируем преподавателей к изучению реального производства, а студентов — учить на разработке реальных проектов в команде.

Я стал ректором, имея опыт работы и заведующим кафедрой, и проректором. В своей первой выборной программе я изложил, что надо делать и выстроил такую интересную перспективу, в которую коллектив поверил. И честно говоря, я, понимая, что нужно делать, зная, что смогу сделать, сначала не совсем понимал как. Но решения возникали по ходу пути, как ответы на входящие запросы, шаг за шагом. И когда через пять лет я отчитывался о проделанной работе, то с удивлением обнаружил, что сделано намного больше, чем обещано.

Больше всего мне нравится создавать новое и видеть, что это эффективно работает. Мне импонирует, что совместными усилиями, без государственной поддержки, вуз, который изначально был далеко не на самых высоких позициях, развился в преуспевающий университет.

Все люди разные: кто-то от природы предрасположен петь, кто-то — танцевать, кто-то — рисовать. У меня получается организовать работу так, чтобы достичь результата.

Жизнь меня сориентировала на то, чтобы видеть мир и оценивать свои возможности реалистично. Какой смысл строить воздушные замки, что-то обещать людям, если когда придет время собирать камни, ты разведешь руками и скажешь, что выбрал неправильный путь.

Для того чтобы всего этого достичь, необходима критическая масса единомышленников, разделяющих твое видение. Уникальность нашего университета состоит в том, что мы критическую массу людей сформировали и поддерживаем. Кстати, мы один из немногих вузов, где в управлении преобладают женщины. И в этом есть свои преимущества.

Нельзя быть догматиком. Людей нужно слышать, и если решение, предложенное не тобой, более разумно и эффективно, то я не вижу проблемы реализовать решение коллеги.

Успешность семьи, дома, города, страны зависит от лидерских качеств первого человека. Если во главе семьи стоит толковый человек, то семья будет сыта и дом благоустроен. Если во главе организации стоит толковый человек, то организация будет развиваться.

Жизнь — это… через тернии к звездам.