Латкин Александр Павлович

Доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономики и управления ВГУЭС, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС. Общий объем научных трудов около 300, 30 монографий, 9 статей в зарубежных изданиях, входящих в базу Scopus, 50 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, участвовал в реализации десятка фундаментальных научно-исследовательских проектов по федеральным грантам. Заместитель председателя объединённого диссертационного совета Д 999.202.02. Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации. Заслуженный деятель науки и техники. Диплом «Золотой фонд ВГУЭС». Диплом конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»  За подготовку научных и педагогических кадров. Медаль «За вклад в развитие города».

Наука и научная деятельность, в моем понимании, — это чрезвычайно специфический вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, которые обеспечивают развитие всего мирового сообщества. 

Зачем нужны научные знания? Прежде всего, для решения проблем, мешающих развитию человечества сегодня, но и для предвидения их возникновения в будущем. Сегодня мы столкнулись с эпидемией коронавируса: миллионы заболевших, сотни тысяч ушедших из жизни и масштабный коллапс в мировой экономике. Но в истории человечества эпидемии были всегда: чума, оспа, эпидемии 2003-го и 2007-го годов. Экологическая обстановка на планете Земля ухудшается, изменяется климат, и предпосылок для развития новых вирусных заболеваний становится все больше. Наука должна уметь прогнозировать такие угрозы и вырабатывать алгоритмы для действий: строить системы для диагностики и распознавания вирусов, прогнозировать появление новых вирусов. Разразившаяся эпидемия показала, что роль науки неоценима: на весах стоит не экономика отдельной страны, а жизнь всего населения земного шара, и от того, как ученые решат эту проблему, зависит будущее человечества.

Я себя отношу к ученым со студенческой скамьи. И честно признаюсь: меня всегда привлекала прикладная наука, результаты которой нужны повседневно.

Прикладники — это люди, которые стали учеными от Бытия. Бытие рождает сознание. Эти люди стали учеными, занимаясь решением реальных проблем промышленности, транспорта, освоения ресурсов земли и океана. Может, мне повезло, когда после окончания с отличием технического вуза, получил предложение от его руководителей создать и организовать работу общеинститутского бюро. И так же как в пору своей работы на заводе простым судосборщиком я был непомерно счастлив, провожая после ремонта из дока восстановленный корабль, испытал такое же счастье, когда под моим руководством был создан первый глубоководный аппарат для исследования океана.

Теоретические знания и реальная практика позволили мне в сравнительно молодом возрасте успешно защитить диссертацию и стать кандидатом технических наук.

Потом судьба забросила меня в управление — я был избран секретарем партии Советского района, решал уже вопросы эффективного использования промышленности. Тогда в управлении Советского района находился Дальневосточный научный центр Академии наук СССР. И вопрос, как сделать так, чтобы за нормальные деньги государство получало серьезные научные результаты — меня всерьез захватил. Возникла работа, связанная с оптимизацией и автоматизацией научно-технических комплексов всего региона. Я успешно защитил докторскую диссертацию на стыке экономики и техники.

Наука нужна университету, чтобы на базе научных исследований, совершенствовать систему преподавания.

Судьба уготовила мне такой жизненный путь, что я не мог заниматься только исследованиями. Я должен был еще и руководить, в том числе и 8-ми тысячным коллективом Дальневосточного научного центра Академии наук СССР, а это проблематика государственного уровня. То есть на мне всегда лежала ответственность не только за мое исследование, но и за исследование огромного коллектива.

Сегодня мне чрезвычайно интересует проблема развития системы управления, демократизация системы управления: как сделать так, чтобы решение базировалось на многостороннем исследовании того или иного процесса? Как сделать так, чтобы достижения науки, которых у нас не очень много, были востребованы, прежде всего, управляющим звеном, чтобы результаты работы ученых адекватно осмысливались руководством государства? Задача ученых – провести исследование, сделать выводы и передать управленцам, которые принимают решение. Примут решение, полезное для общества, будет и результат хороший, примут решение, полезное только для части общества, хорошего результата не будет.

Жизнь — это… фактор неожиданного начала с неожиданным концом. Когда я пришел поступать в университет из армии - в кирзовых сапогах без денег и связей, то и представить не мог, что стану доктором наук.