Антон Уханов

Аспирант 2-го курса направления подготовки «Юриспруденция» ВГУЭС, координатор методологической лаборатории-лектория «Научные среды» ВГУЭС

Мои научные интересы — это юриспруденция, теория права, история политико-правовой мысли.

Моя кандидатская диссертация будет посвящена исследованию сюжета в истории политико-правовой мысли, спорам двух правоведов ХХ века: Карла Шмитта и Ганса Кельзена. Я хочу понять, как развивались их учения, и ответить на вопрос: не является ли основной корпус их текстов и сформулированных идей ответами на теории друг друга, а не на наличную реальность. Немецкий юрист, философ и политический теоретик Карл Шмитт — автор такого направления мысли как консервативная революция, и тексты, которые традиционно связываются со Шмиттом, были во многом им написаны как ответ на труды австрийского юриста и философа Ганса Кельзена. Хотя многие исследователи Шмитта этого не видели и приписывали его высказывания совсем другим идейным основаниям.   

Результаты моего исследования не будут носить прикладной характер. Моя цель — проследить связь между двумя правовыми учениями и понять, как теоретики обращаются с текстовым материалом, что они из него извлекают, почему одни определения или концепции оказывается доминирующими в определенный период, попадают в учебники и на их основе возникают целые школы и научные направления, а другие исчезают бесследно. Почему социалистов в ХIХ веке было много, а широко известен только Карл Маркс. Понять, есть ли какие-то законы, по которым одни теории и концепции выживают и становятся определяющими для целой эпохи, а другие — нет, вот это самое интригующее.

Мой интерес к научному познанию возник еще на первом курсе бакалавриата ВГУЭС, когда я начал участвовать в проекте научно-методологического семинара «Научные среды» и у меня появился научный наставник, доктор политических наук, профессор кафедры теории истории российского и зарубежного права ВГУЭС Алексей Мамычев.

Теперь я являюсь координатором проекта «Научные среды», который предоставляет участникам несколько возможностей: во-первых, это знакомство с актуальной проблематикой и направлениями её осмысления, как на теоретическом, так и прикладном уровнях. Во-вторых, участники могут приобщиться к академической культуре ведения дискуссии, критического мышления и интеллектуальной свободы, которых не достает в повседневной учебной деятельности. Эти две составляющие дают хорошее подспорье для дальнейшей работы, например, для написания статей, участия в грантовой деятельности и конференциях, в том числе в приближающемся I Дальневосточном международном форуме «Роботы заявляют о своих правах». На заседаниях в преддверии форума мы обсуждаем цифровую трансформацию общества, государства и права и тесно связанные с этим явления.

Я участвовал в реализации двух грантов. Первый президентский грант пришелся на третий и четвертый курсы моего обучения. Мы исследовали социокультурные основы государства и власти, пытаясь разобраться, что они из себя представляют, что чему соответствует, для этого мы разработали специальный инструментарий. Исследование получилось комплексным и глобальным, и не могло быть закончено в два года, потому что исследование и разработка каждой составляющей тянули на отдельный грант.

В своей бакалаврской работе я исследовал, какие могут быть социокультурные обоснования права, причем излагал не общие положения, а пытался размышлять о методике, о шагах, которые необходимо предпринимать, чтобы что-то понять. И вопрос методологии познания – один из самых проблематичных в юриспруденции и теории права.