Диалогизация научного дискурса: лингвофилософский и лингвопсихологический аспекты
- Гнездечко Оксана Николаевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Владивосток. Россия
канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой межкультурных коммуникаций и переводоведения Института иностранных языков
Современные представления о научной коммуникации как о многогранном процессе раскрывают её имплицитную структуру как такую, которая имеет разные сферы и уровни существования: психологическую, энерго-информационную и духовную составляющие межличностного общения. Первая соответствует биофизическому уровню имплицитной коммуникации, которая опирается на диалогичность внутриличностного процесса. Имплицитная структура научной коммуникации представлена биоинформационным, психологическим и нейропсихологическим уровнями, исследование которых осуществляется посредством объединённых усилий биофизиков, психологов и нейропсихологов.
В контексте научной коммуникации процесс неосознанного проецирования находит своё проявление в условиях асимметричных отношений. Неотъемлемой составляющей смысловой структуры научного дискурса является интерсубъективность, в основе которой лежит диалогическое взаимодействие «своя»–«чужая» речь. Такая дихотомия отображает «внутримонологическую диалогизацию» научного дискурса, находящую своё проявление через межсубъектное взаимодействие автора, метаавтора и читателя.
Описание речевых стратегий построения научного дискурса осуществляется, главным образом, в русле прагматической интерпретации, т.е. путём аналитических операций, которые способствуют выявлению авторских стратегий. Эти операции сохраняют за исследователем право преимущественного выбора одних гипотетических интерпретаций над другими. При этом мы разграничиваем прагматическую интерпретацию научного дискурса как практическую методику научного исследования и как осуществляемую автором интерпретацию «чужого» высказывания.
Аксиологическая окрашенность противопоставления «своё» / «чужое» имплицирует лингвофилософскую значимость научного дискурса. Его смыслопорождение на уровне имплицитной коммуникации интерпретируется в терминах нелинейной научной парадигмы – синергетики.
Ключевые слова и словосочетания: имплицитная структура коммуникации, внутриличностный процесс, энергоинформационная составляющая, интерсубъективность, «своя»–«чужая» речь, межсубъектное взаимодействие, синергетика.