Студенческая субкультура как грань организационной культуры вуза
- Масилова Марина Григорьевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Владивосток. Россия
доцент кафедры управления, доцент, канд. социол. наук - Логинова Ольга Григорьевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Владивосток. Россия
студент кафедры управления - Устимко Яна Олеговна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Владивосток. Россия
студент кафедры управления
Организационная культура в современной компании является значимым фактором, оказывающим существенное влияние на всю ее деятельность. Организационная культура вуза, имея свои отличительные особенности, формирует в вузовском сообществе такие ценности, как профессиональная компетентность, творческая устремленность, социальная адаптивность и ответственность, что положительно отражается на качестве профессионального образования, личностном становлении и конкурентоспособности выпускников в целом.
Данная статья посвящена исследованию студенческой субкультуры, носителями которой является самая многочисленная часть вуза. Студенты обладают собственным мировоззрением, нормами поведения и ценностями, которые находятся в развитии и становлении. Это актуализирует необходимость исследования, целью которого является выявление основных характеристик организационной культуры вуза и отношения к ним студентов, а также поиска путей целенаправленного формирования ее отдельных элементов для повышения качества профессионального образования и личностного развития будущих специалистов.
Исследование проводилось во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса методом анкетирования студентов и выпускников в целом и выявление их ценностных ориентаций; взаимоотношения с преподавателями и административным персоналом; отношения к вузу, его фирменному стилю, традиционным мероприятиям, нормам и правилам как элементам организационной культуры вуза.
В результате проведенного исследования установлено в целом позитивное отношение студентов к вузу и преподавателям, знание норм, элементов фирменного стиля и др. Наиболее значимыми факторами, формирующими позитивное отношение к культуре вуза, названы: качество обучения; условия для учебы и проживания, включая инфраструктуру; отношения с однокурсниками и преподавателями; культурная и общественная жизнь. Выявлены проблемные характеристики студенческой субкультуры, определена необходимость целенаправленной работы по развитию студенческой субкультуры, в том числе с активным привлечением к данной работе самих студентов.
Ключевые слова и словосочетания: организационная культура, студенческая субкультура, многогранность организационной культуры.