Договор коммерческой концессии и договор франчайзинга: сравнительно-правовой анализ российского и международного законодательства

Авторы
  • Вронская Мария Владимировна

    Канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Института права
    Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
    Владивосток. Россия

  • Амарян Лаура Азизовна

    Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
    Владивосток. Россия

Аннотация

В данной статье рассмотрен вопрос соотношения договора коммерческой концессии, который используется в российской правой системе, с договором франчайзинга, известного во многих государствах. Проанализирован исторический аспект возникновения данных договорных моделей, то есть периоды и особенности зарождения.  Выдвигается гипотеза о том, что российский договор коммерческой концессии был введен именно как аналог договора франчайзинга. Для положительного ответа на вопрос об идентичности двух договоров проанализированы характерные элементы договоров. В частности, предмет, стороны, права и обязанности. Для более детального рассмотрения было изучено не только российское гражданское законодательство, регулирующее договор коммерческой концессии, но и опыт зарубежных стран, таких как США и Франция. Были выявлены особенности российской судебной практики. На основе судебной практики констатируется, что российские суды не видят различий между договором коммерческой концессии и договором франчайзинга. В итоге автор приходит к выводу о том, что договор коммерческой концессии следует рассматривать и отождествлять с международным признанным договором франчайзинга. Предлагается внести изменения в российское законодательство в части изменения названия договора коммерческой концессии согласно общепринятому в предпринимательской сфере договору франчайзинга, что позволит сделать правоприменительную практику более единообразной, а также избежать возможных противоречий в толковании норм права. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут лечь в основу других научных исследований, посвященных договору франчайзинга. Также отпадет необходимость доказывания факта синонимичности российской модели договора и договора франчайзинга по международному образцу.

Ключевые слова и словосочетания: договор коммерческой концессии, договор франчайзинга, франчайзи, франчайзер, национальное законодательство, зарубежный опыт.

Документы для скачивания