Признаки опровержения как средства защиты деловой репутации
- Алексеенко Александр Петрович
Канд. юрид. наук, магистр юриспруденции, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Владивосток. Россия
Целью исследования является выявление характерных особенностей такого способа защиты гражданских прав от диффамации, как опровержение. Их знание необходимо для эффективной аргументации позиции в спорах по защите деловой репутации. В рамках статьи автором рассматриваются общественные отношения в сфере защиты деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, изучается судебная практика, а также положения Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О средствах массовой информации». Основу методологии исследования составили анализ и синтез, формально-юридический метод, использование которых при изучении эмпирического материала позволило прийти к ряду выводов, которые могут быть использованы как в научной, так и в практической деятельности. Доказано, что опровержение может сочетаться с иными способами защиты права от диффамации, за исключением замены или отзыва документа, содержащего недостоверные и порочащие сведения. Ключевым аспектом в вопросе защиты деловой репутации является наличие доказанности факта распространения недостоверных и порочащих сведений. Поэтому в данной статье уделяется большое внимание понятиям «утверждение о фактах» и «мнение оценочного характера». Автором предложены критерии, которые позволяют отграничить их друг от друга, что позволяет установить, является лицо правонарушителем или нет. Кроме того, в статье рассмотрены параметры, которым должно соответствовать опровержение, чтобы не повлечь нарушение прав иных лиц. Посредством обобщения судебной практики выявлены условия доведения сообщения, содержащего опровержение, до третьих лиц, а также его объем и содержание.
Ключевые слова и словосочетания: деловая репутация, диффамация, опровержение, средства массовой информации, честь.