Особенности формирования речевого имиджа личности
- Метляева Татьяна Викторовна
Канд. культурологии, доцент кафедры дизайна и технологий
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Владивосток. Россия
Рассматриваются подходы к формированию речевого имиджа личности в контексте его индивидуальных особенностей. Анализируются приемы построения имиджа как результата определенной целенаправленной активности со стороны субъекта. Демонстрируется необходимость эмоциональных взаимоотношений со стороны имидженосителя к партнеру или другим людям, проявления ценностно-мотивационного начала. Подчеркивается важность владения культурой речи как составляющей общей культуры человека, риторическими приемами, языковой выразительностью. Рассмотрены три составные части речевого мастерства: техника речи, логика звучащей речи, словесное действие.
Представлены результаты исследования, посвященного изучению особенностей построения речевого имиджа. Обоснованы необходимость активной позиции человека, формирующего свой речевой имидж, его мотивационная и целевая направленность, опора на внутренние личностные качества: самоощущение, поведенческие, эмоциональные, познавательные характеристики субъекта. Отмечено, что в качестве показателей речевого имиджа выступают владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить четко, грамотно и выразительно.
Ключевые слова и словосочетания: речевой имидж, индивидуальность, активность, языковая выразительность, словесное действие, паравербальный язык.