Ведущая роль Сингапура в обеспечении кибербезопасности в АСЕАН: промежуточные результаты и перспективы дальнейшего расширения

Авторы
  • Горян Элла Владимировна

    канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Института права, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Аннотация

В международном праве отсутствует универсальный правовой механизм обеспечения кибербезопасности. Одна из причин видится в различии в подходах к защите CII, а также в разном уровне информационнотехнологического развития государств. Но постепенно более развитые в этом плане государства проявляют инициативу регионального сотрудничества в сфере кибербезопасности, предлагая действующие и опробованные на национальном уровне модели. Как правило, инициаторами выступают социально и
экономически развитые государства региона. В АСЕАН таким бесспорным лидером является Сингапур. Предмет исследования составляют основные нормативно-правовые акты в сфере обеспечения кибербезопасности Сингапура, региональные и международные инициативы этого государства, а также ряд научных исследований по теме. С целью получения наиболее достоверных научных результатов будет использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический). Использование этих методов имеет комплексный характер. Национальный правовой механизм кибербезопасности Сингапура имеет самую длительную по сравнению с другими государствами-участниками АСЕАН историю становления. Это обусловлено темпами социальноэкономического развития государства, его фактическим статусом регионального и международного
торгово-экономического центра. Сингапур реализует модель публично-частного партнерства обеспечения кибербезопасности, где государству отведена роль политико-направляющего субъекта (например, при определении секторов CII), мнение представителей частного сектора играет решающую роль при определении содержания нормативного механизма кибербезопасности, а сами они включены в институционный механизм обеспечения кибербезопасности. Законодатель смог найти баланс в обеспечении
публичных интересов и защите гражданских прав и свобод, что очень важно в условиях сохранения и увеличения инвестиционной привлекательности государства. Определение регионального и международного сотрудничества в качестве одной из четырех опор стратегии кибербезопасности и запуск ряда успешных проектов в этой сфере делают Сингапур лидером не только в АСЕАН, но и на международной арене. На наш взгляд, сохранение текущего status quo, а в перспективе – дальнейшее развитие этого направления внешней политики Сингапура способны вывести это государство на ведущие позиции при разработке универсального международно-правового механизма обеспечения кибербезопасности.

Ключевые слова и словосочетания: кибербезопасность, АСЕАН, Сингапур, ключевая информационная инфраструктура, международный механизм.

Документы для скачивания