Парадигма открытого доступа в режиме Online к мировым ресурсам знаний: эпоха трансформации библиотек в научное сообщество Интернета
-
канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории зарубежного и российского права.Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
В статье отражены эффективность и общественная значимость концепции свободного доступа к мировым электронным ресурсам знаний современных библиотек университетов, институтов, научно-исследовательских организаций. Автор убежден,
что знания – это такой феномен, в котором нуждается современное общество, а развитие общества и всех его институтов, включая государство, возможно при высокообразованных гражданах, обладающих чертами высоконравственной лично-
сти. В эпоху цифровых технологий продолжается активная интеграция электронных библиотек в мировую библиотечную систему. Библиотеки как субъекты организуют и совершенствуют производственный процесс с учетом внедрения достижений на-
учно-технического прогресса как одного из глобальных факторов, определяющих огромный потенциал библиотек. Благодаря международной глобальной сети Интернет и библиотечным ресурсам в режиме online ученые всего мира имеют воз-
можность всеобъемлющего доступа к знаниям, накопленным за всю историю человечества в различных научных областях. Авторитетные учёные и молодые исследователи стремятся разместить свои работы в журналах с высоким импакт-фактором,
публикация в которых, к сожалению, стоит достаточно дорого. Другая часть ученого сообщества не может на безвозмездной основе получить доступ к их публикациям. Автор аргументирует, что выход из сложившейся ситуации базируется на условиях
добросовестного соблюдения международно-правовых обязательств в признании парадигмы открытого доступа на принципе законности, что обеспечит непрерывность процесса развития науки во всех ее областях в мире.
Ключевые слова и словосочетания: парадигма, открытый доступ, электронные биб-
лиотеки, общество, знания, свободная лицензия, информационные технологии, Интер-
нет, информационные ресурсы, цифровое культурное наследие, государство, ученые.