Оценка загруженности трафика морской акватории мерой возможности принятия решений судоводителями

Авторы
  • Гриняк Виктор Михайлович

    д-р техн. наук, профессор кафедры информационных технологий и систем. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

  • аспирант кафедры прикладной математики, механики, управления и программного обеспечения. Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме обеспечения безопасности движения судов на морских акваториях. В условиях интенсивного трафика безопасность движения судов может быть обеспечена только при соблюдении ими определённой схемы движения, зависящей  от  географии  акватории,  общих  и  локальных  правил  судовождения,  неформальных  составляющих  морской  практики.  В  работе  ставится  задача  оценки степени опасности актуальной схемы движения той или иной акватории. Отмечается,  что  наряду  с  техническими  и  природными  факторами  при  оценке  опасности схемы движения следует учитывать также характер психологической, эмоциональной нагрузки на судоводителей, что особенно важно в условиях высокой плотности движения. С целью формализации эмоционального аспекта нагрузки на судоводителей предложена метрика, основанная на известной идее «области манёвра» Дегре  и  Лефевра.  Мерой,  характеризующей  эмоциональную  нагрузку,  являются  степень и характер заполнения диаграммы «скорость-курс», соотношение опасных и безопасных значений скорости и курса судна в условиях коллективного движения. Характерные  значения  указанной  метрики  для  конкретной  морской  акватории  – важный  и  информативный  показатель,  определяющий  навигационную  безопас-
ность движения. Перспективный путь к оценке метрики видится в использовании данных Автоматической идентификационной системы (АИС). В работе предложены модель данных о движении, доступных на открытых интернет-ресурсах, способ их приведения  к  виду,  удобному  для  анализа.  Работа  сопровождается  результатами  исследования  движения  судов  в  Сангарском  и  Токийском  заливах,  которые  подтверждают перспективность предложенного подхода.
Ключевые слова и словосочетания: безопасность судовождения, опасное сближение, траектория движения, скорость, курс, трафик акватории, АИС.

Документы для скачивания