Оценка загруженности трафика морской акватории мерой возможности принятия решений судоводителями
- Гриняк Виктор Михайлович
д-р техн. наук, профессор кафедры информационных технологий и систем. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
-
аспирант кафедры прикладной математики, механики, управления и программного обеспечения. Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия
Статья посвящена проблеме обеспечения безопасности движения судов на морских акваториях. В условиях интенсивного трафика безопасность движения судов может быть обеспечена только при соблюдении ими определённой схемы движения, зависящей от географии акватории, общих и локальных правил судовождения, неформальных составляющих морской практики. В работе ставится задача оценки степени опасности актуальной схемы движения той или иной акватории. Отмечается, что наряду с техническими и природными факторами при оценке опасности схемы движения следует учитывать также характер психологической, эмоциональной нагрузки на судоводителей, что особенно важно в условиях высокой плотности движения. С целью формализации эмоционального аспекта нагрузки на судоводителей предложена метрика, основанная на известной идее «области манёвра» Дегре и Лефевра. Мерой, характеризующей эмоциональную нагрузку, являются степень и характер заполнения диаграммы «скорость-курс», соотношение опасных и безопасных значений скорости и курса судна в условиях коллективного движения. Характерные значения указанной метрики для конкретной морской акватории – важный и информативный показатель, определяющий навигационную безопас-
ность движения. Перспективный путь к оценке метрики видится в использовании данных Автоматической идентификационной системы (АИС). В работе предложены модель данных о движении, доступных на открытых интернет-ресурсах, способ их приведения к виду, удобному для анализа. Работа сопровождается результатами исследования движения судов в Сангарском и Токийском заливах, которые подтверждают перспективность предложенного подхода.
Ключевые слова и словосочетания: безопасность судовождения, опасное сближение, траектория движения, скорость, курс, трафик акватории, АИС.