Институт помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения: компаративное исследование законодательства государств постсоветского пространства
- Верещагина Алла Васильевна
канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
- Лапшина Юлия Владимировна
бакалавр. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
В статье исследуется правовая природа освобождения несовершеннолетнего от наказания с помещением в специализированное учреждение закрытого типа в государствах постсоветского пространства, проведён сравнительно-правовой анализ законодательства, регламентирующего рассматриваемую процедуру. В статье изложены обстоятельства, затрудняющие применение освобождения несовершеннолетних от наказания путем помещения в специализированное учреждение; выявлены общие и особенные черты регламентации института помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения, имеющиеся в законодательстве государств постсоветского пространства. Целью исследования является выработка с учётом зарубежного опыта предложений о внесении изменений в уголовное законодательство Российской Федерации, регламентирующее помещение несовершеннолетнего в специализированное учреждение закрытого типа. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при помещении несовершеннолетних в специализированные учреждения закрытого типа. Предметом исследования выступают нормы уголовного, уголовно-процессуального законодательства государств постсоветского пространства, касающиеся уголовной
ответственности и освобождения от нее несовершеннолетних. При исследовании использовались следующие методы: формально-логический, анализ, компаративный, статистический. Изучено законодательство Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Латвии, России, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Эстонии.
Ключевые слова и словосочетания: несовершеннолетний, уголовная ответственность,
принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение от наказания.