Комплексная оценка опасности трафика морской акватории

Авторы
  • Гриняк Виктор Михайлович

    д-р техн. наук, профессор кафедры информационных технологий и систем.Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

  • Иваненко Юрий Сергеевич

    ассистент кафедры прикладной математики, механики, управления и программного обеспечения. Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия

  • аспирант кафедры прикладной математики, механики, управления и программного обеспечения. Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Работа  посвящена  проблеме  обеспечения  безопасного  движения  морских  судов.  Рассматривается задача оценки безопасности схемы движения, реализуемой на конкретной акватории. При этом вводится пять различных метрик безопасности. Первая метрика – «интенсивность движения» – традиционно используемая оценка плотности трафика, вычисляется как количество  судов,  проходящих  через тот или иной участок акватории за единицу  времени.  Её  дополняют  метрики  «интенсивность  плюс  скорость  движения» (вторая) и «интенсивность плюс размеры судов» (третья). При их вычислении учитываются, соответственно, скорость судов и их длина, определяющие «вес» каждого судна. Четвёртая метрика – «стабильность параметров движения» – учитывает характер движения судов с точки зрения регулярности их курсов и скоростей. В работе обсуждаются различные варианты метрики, для иллюстрации реализован простейший из них – оценка среднеквадратичного отклонения курсов  движения  судов. Пятая  метрика  – «насыщенность трафика» – характеризует плотность движения судов с точки зрения возможности совершения ими маневров. Метрика апеллирует к традиционным модельным представлениям параметров коллективного движения судов в виде диаграммы «скорость–курс» и даёт
возможность  косвенно  оценить  сложность  принятия  решения  судоводителями  и  эмоциональную нагрузку на участников движения. В обсуждении результатов работы рассматривается  вариант  комплексирования  пяти  предложенных  метрик  в  виде  системы правил, дающей интегрированную оценку безопасности движения на том или ином участке акватории.  
Работа сопровождается результатами расчетов предложенных метрик на реальных данных о движении судов в Токийском заливе и их обсуждением. Показано, что предложенная система метрик позволяет сформировать систематизированное представление о степени опасности трафика, реализуемого на акватории.
Ключевые  слова  и  словосочетания:    безопасность  судовождения;  интенсивность движения; траектория движения; скорость; курс; трафик акватории; АИС.

Документы для скачивания