Регулирование использования поисковых алгоритмов в соответствии с Законом КНР «Об электронной коммерции»

Авторы
  • Алексеенко Александр Петрович

    канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско- правовых дисциплин; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Аннотация

В статье  рассматриваются  положения  Закона  КНР «Об электронной коммерции», касающиеся правового регулирования отношений в сфере использования поисковых алгоритмов на электронных коммерческих площадках. Автором поставлена цель выявить и охарактеризовать положения Закона КНР «Об электронной коммерции», которые могут быть использованы для модернизации российского законодательства. Посредством использования  общих  и  специальных  методов  научного  исследования,  в  частности, сравнительно-правового, формально-юридического и герменевтического методов рас-
смотрены  положения  Закона  КНР  «Об  электронной  коммерции»,  устанавливающие требования к предоставлению потребителям информации о товаре (услуге) в соответствии с их запросами. Кроме того, изучен порядок привлечения к ответственности лиц, нарушающих указанные нормы. Выявлено, что в Китае установлен жесткий контроль за
деятельностью электронных платформ. Законодатель требует, чтобы результаты внутриплатформенного поиска товара (услуги) были естественными, то есть в полной мере отражали запрос покупателя и не принимали во внимание его предыдущие запросы, а
также иную информацию о нем. Закон КНР «Об электронной коммерции» закрепляет обязанность субъектов электронной торговли недвусмысленно маркировать оплаченный продавцом результат поиска, а также предложения товаров, которые основываются  на  применении  метода  связанных продаж. К  нарушителям указанных требований применяются административные штрафы, размер которых зависит от степени причиненного вреда. При этом ответственность наступает даже тогда, когда поисковые результаты формируются автоматически на основе использования различных алгоритмов,
в том числе, способных к самообучению. Это означает, что в данном случае вина предпринимателей заключается в том, что они не приняли различные меры контроля за поисковым алгоритмом и не устранили внутрисистемные ошибки.  

Ключевые слова и словосочетания: цифровые технологии, цифровая экономика, Китай, электронная коммерция, алгоритм, оператор электронной платформы, права потребителя, цифровизация, ответственность, приложение, реклама.  

Документы для скачивания