Теоретико-методические и практические аспекты траекторного обучения студентов в технологии «перевернутый класс»

Авторы
  • Борзова Татьяна Александровна

    канд. культурологии, доцент кафедры русского языка; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Аннотация

Автор, акцентируя роль личностно-ориентированного обучения в профессиональной подготовке бакалавров, отмечает закономерность перехода на данном этапе модернизации высшей школы к организации образовательного процесса по индивидуальным траекториям. Цель исследования заключается в раскрытии вариативного потенциала технологии «перевернутый класс». В статье обсуждаются основные преимуще ства и недостатки вариативного обучения первокурсников в технологии «перевернутый класс» и даны рекомендации по его оптимизации.  В теоретической части определены основные понятия: индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория, траекторный подход, вариативное обучение,
технология «перевернутый класс». В объеме понятия «индивидуализация образовательного процесса» выделены: 1) организационно-процессуальный аспект (реализация академических свобод в выборе вузов, сроков обучения и элективных курсов) и 2) научно-методический аспект (внедрение траекторного подхода в образовательный процесс).  
В практической части статьи обобщен опыт вариативного обучения в учебном курсе «Русский  язык  и  культура  речи»,  раскрывается  адаптивный  потенциал  технологии «перевернутый  класс»  при  траекторном  подходе,  анализируются  вариативные  возможности контента в электронной образовательной среде, способы и критерии индивидуализации учебного материала. Обсуждаются варианты практических заданий, дифференцированных по уровням мыслительной деятельности (таксономия Б. Блума): базовый уровень (вариант 1) – знание, понимание и применение; продвинутый уровень (вариант 2) – анализ, синтез и оценка. Обсуждаются критерии рейтинговой оценки, раскрываются преимущества и недостатки вариативного подхода к обучению в технологии «перевернутый класс» на примере курса «Русский язык и культура речи», предложены рекомендации по его оптимизации. Приводятся результаты опроса студентов, показывающие их отношение к вариативному обучению и проясняющие мотивацию выбора варианта заданий. В заключении сделан вывод, что вариативное обучение по технологии «перевернутый класс» способствует повышению уровня знаний и умений, помогает первокурсникам планировать и осуществлять личностно значимые индивидуальные образовательные траектории. Выбор уровня сложности в освоении учебного материала развивает важные личностно-профессиональные качества и способности студентов: коммуникативные компетенции, рефлексию способностей и достижений, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и самооценку.   
Ключевые  слова  и  словосочетания:  личностно-ориентированное  обучение,  индивидуализация  обучения,  индивидуальная  образовательная  траектория  (ИОТ),  траекторный подход, траекторное обучение, вариативное обучение, смешанное обучение, тех-
нология «перевернутый класс» (flipped classroom).

Документы для скачивания