Перспективы использования искусственного интеллекта в финансово-банковском секторе: опыт Сингапура
- Горян Элла Владимировна
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, канд. юрид.наук, доцент; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
Объектом исследования являются отношения в сфере применения искусственного интеллекта в финансово-банковском секторе Сингапура. Характеризуются соответствующие правительственные инициативы и нормативно-правовой инструментарий. Опре-
деляется роль финансового регулятора в развертывании цифровых технологий. На примере одного из финансовых операторов Сингапура исследуется опыт внедрения технологий искусственного интеллекта с учетом разработанных финансовым регулятором рекомендаций. С целью получения наиболее достоверных научных результатов использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Правовое регулирование использования искусственного интеллекта в Сингапуре носит спорадический характер: существующие отраслевые нормативно-правовые акты применяются к разным аспектам использования технологий, а специальный правовой инструмент отсутствует. Многочисленные проекты и инициативы государства направлены на саморегулируемость процессов путем широкого вовлечения всех заинтересованных субъектов (частного и публичного секторов). Первенство Сингапура в разработке всемирно признанной Рамочной модели управления искусственным интеллектом и ее применении в разных секторах экономики способствует наработке опыта и осуществлению ведущей роли в установлении стандартов. Участие финансового регулятора в данных процессах носит координирующий и интегрирующий характер, что позволяет использовать идеи всех участников финансово-банковского сектора и в дальнейшем унифицировать подходы и стандарты к применению технологий искусственного интеллекта. Разработанный Валютным управлением Сингапура инструмент для регулирования процессов в сфере искусственного интеллекта благодаря своей гибкости и лабильности позволяет, с одной стороны, стандартизировать процессы, а с другой – обеспечить права потребителейфинансовых и банковских услуг. Опыт крупнейшего в Юго-Восточной Азии сингапурского банка DBS Bank показывает правильность выбранной стратегии государства по стимулированию полномасштабного применения искусственного интеллекта в финансово-банковском секторе.
Ключевые слова и словосочетания: искусственный интеллект, дата-аналитика, финансовый сектор, FinTech, финансовый регулятор, Сингапур.