Совладающее поведение у студентов разных этнических групп
- Черемискина Ирина Игоревна
канд. психол. наук, доцент кафедры философии и юри- дической психологии;Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
Обучение иностранных студентов в российских вузах становится все более распространённой практикой, и их число ежегодно растет. На Дальнем Востоке России по сравнению с центральными вузами обучаются студенты преимущественно из Юго-Восточной Азии. Эти студенты на первом курсе сталкиваются с двойным стрессом, связанным не только с адаптацией к новой социальной роли, но и с социокультурной адаптацией в новой стране, где обычаи и традиции кардинально отличаются от привычных им. Возникает острая необходимость проведения мероприятий по адаптации этих студентов. По нашему мне-
нию, подобные мероприятия должны разрабатываться с учетом этнически обусловленных личностных ресурсов в преодолении стрессовых ситуаций. Целью исследования явилось изучение и описание стратегий совладающего поведения у студентов разных этнических групп, в частности китайских, лаосских и русских. Предмет исследования – стратегии совладающего поведения. Новизна исследования заключается в применении проективных методов, исключающих сравнение результатов с нормами, полученными на российской выборке, как обычно бывает при использовании опросников. В результате доказано, что российские студенты в стрессовых ситуациях более активны и агрессивны, склонны прибегать к помощи окружающих, что способствует преодолению этих ситуаций. Китайские студенты ведут себя пассивно, эмоций стараются не проявлять и склонны обвинять себя в случившемся. Лаосские студенты в стрессе проявляют пассивность и спокойствие, склонны обесценивать такие ситуации и в конфликте замыкаются. Выявленные особенности могут приводить к проблемам во взаимодействии иностранных студентов и в целом к низкой академической успеваемости, следовательно, требуются развитие и наращивание более адаптивных стратегий совладающего поведения. Другими словами, полученные результаты целесообразно учитывать в процессе создания программ адаптации иностранных студентов.
Ключевые слова и словосочетания: даптация к обучению, адаптационный стресс, стра-
тегии совладающего поведения, российские, китайские и лаосские студенты.