О проблемах современного дополнительного образования в природоохранной сфере
- Филичева Татьяна Петровна
канд. географических наук, доцент; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
Дополнительное «экологическое» образование и современная подготовка руководителей и сотрудников предприятий в области охраны окружающей среды являются необходимым звеном эффективного природоохранного регулирования. К сожалению, традиционные обучающие программы направлены только на изучение законодательных требований и правил их применения на промышленном предприятии. Однако современные новации и темпы развития экономики требуют от специалистов предприятий, органов исполнительной власти, судов, природоохранной прокуратуры не только базовых знаний. Современные экологические вызовы нуждаются в своевременном изучении, адаптации к действующим нормам и правилам и практике. Подготовка кадров, обладающих достаточной компетентностью и владеющих рыночной терминологией для решения проблем
природоохранного регулирования, становится одной из ключевых проблем устойчивого развития. К дополнительному обучению должны привлекаться не только экологиспециалисты предприятий. Прежде всего, дополнительное экологическое образование должны получать лица, принимающие решения о стратегическом развитии предприятия: генеральный директор, финансовый директор, главные инженер, технолог и энергетик. Для создания эффективной системы государственного регулирования в природоохранной сфере к дополнительному обучению следует привлекать представителей органов ис-
полнительной власти, в том числе муниципальной, уполномоченных в сфере охраны окружающей среды, судов и природоохранной прокуратуры. Компетенции, которыми должны обладать лица, принимающие решения, выражаются в знаниях в сфере управления качеством окружающей среды, понимании способов решения имеющихся и потенциальных природоохранных проблем, достижении баланса интересов государства и бизнеса. В статье предлагаются пути развития дополнительного экологического образования для специалистов всех звеньев управления.
Ключевые слова и словосочетания: природоохранное законодательство, дополнительное экологическое образование, обучающие программы, лица, принимающие решение, компетенции в природоохранной сфере.