Специфика формирования гибких коммуникативных навыков у студентов гуманитарного направления при удаленном обучении
- Борзова Татьяна Александровна
канд. культурологии, доцент кафедры русского языка; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
Удаленное обучение становится одним из ключевых факторов модернизации
образовательного процесса в вузах. В этой связи интересен анализ успешного
опыта адаптации к электронному обучению практико-ориентированных дисци-
плин, формирующих у студентов готовность и способность к эффективной рече-
вой деятельности в системе «человек – человек». В статье на примере курса
«Профессиональная речь и деловая переписка», разработанного в LMS Moodle
по смешанной технологии «перевернутый класс», методически осмыслен по-
тенциал электронных коммуникаций для формирования у студентов-гума-
нитариев гибких навыков профессионального общения в удаленном формате.
Как показал опрос, при экстренном переходе на дистанционное обучение воз-
ник ряд проблем, обусловленных разной готовностью студентов и преподавателей к использованию цифровых технологий. Кроме того, не удалось адаптировать к условиям электронного обучения часть заданий по развитию профессионально значимых коммуникативных навыков, рассчитанных на синхронное взаимодействие в аудитории. Работа с пакетами документов и письменные творческие задания в меньшей мере способствуют формированию гибких навыков устной речи, необходимых в дальнейшем для продуктивной деятельности. Ускоренное пандемией развитие онлайн-коммуникаций стремительно расширяет диапазон электронного общения во всех сферах жизни. Эта устойчивая тенденция должна стимулировать вузы к внедрению в учебный процесс инновационных форм онлайн-взаимодействия, привлекая студентов к их творческому освоению. В качестве альтернативы аудиторным формам работы по развитию навыков профессиональной речи в рамках курса «Профессиональная речь и деловая переписка» успешно апробированы проектные ролевые игры на площадках вебинаров: «Поэтапная разработка вебинара (по тематике курса)», «Организация аудиоконференций для решения профессиональных задач». Целенаправленное созидательное взаимодействие в привычном для студентов электронном формате вызывает у них больше интереса, мотивирует к приобретению коммуникативных навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, а также позволяет сбалансировать резко возросшую нагрузку преподавателей.
Ключевые слова и словосочетания: удаленное обучение, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), смешанное обучение, электронная (цифровая) коммуникация, виртуализация (онлайн-адаптация) курса, продуктивная речевая деятельность, гибкие коммуникативные навыки, проектная игра, вебинар, аудиоконференция.-