Экспериментальная программа по развитию рефлексии и самопонимания при подготовке будущих бакалавров направления подготовки «Сервис» профиля 43.03.01 Имиджмейкерские услуги

Авторы
  • Чернявская Валентина Станиславовна

    д-р пед. наук, профессор, профессор кафед- ры философии и юридической психологии;

  • Серова Евгения Павловна

    канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры философии и юридической психологии; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Аннотация

Представлены результаты педагогического эксперимента по реализации программы дисциплины «Психологический практикум» для студентов направления «Сервис» профиля «Имиджмейкерские услуги». Приводятся данные об актуальности указанного направления подготовки и неопределенности педагогических путей реализации профессиональной подготовки имиджмейкеров. Раскрыты педагогические цели и принципы реализации образовательной программы и дисциплины «Психологический практикум» для студентов второго курса – будущих имиджмейкеров. Обосновываются целевые ориентиры эксперименталь-
ной программы, состоящие в организации среды для самопознания, на что указывают исследователи – основатели практики и теории имиджелогического направления. В итоге исследования выявлена результативность образования будущих имиджмейкеров: возросла способность выделять и учитывать основные психические особенности потребителя, в качестве сущностной основы этой компетенции выступили рефлексия и самопонимание. Выделены условия и принципы развития самопонимания, рефлексии: принципы диалогичности, договора и апелляции к рефлексивным ресурсам личности студента на всех этапах (модулях) обучения. Описаны четыре модуля программы: самопознание, уверенность в себе, основы карьеры и успеха, общение с другим, работа в конфликтных ситуациях. Практика программы включала самодиагностику, упражнения на отработку навыков самоанализа, психотехнические игры на рефлексирование и активизацию, обсуждение, элементы проектирования и прогнозирования жизненного пути, активные методы взаимодействия, психотехники, способствующие актуализации потребностей и возможностей участников. Результативность экспериментальной программы была определена с помощью методик диагностики рефлексивности и самопонимания – самораскрытия способностей. Статистические расчеты с использованием критериев Манна-Уитни и Фишера показали достоверность различий исследуемых параметров в экспериментальной и контрольной группах.
Ключевые слова и словосочетания: имидж, студенты, образование, экспериментальная программа, самопонимание, рефлексия, самораскрытие способностей.

Документы для скачивания