Планирование схемы безопасного движения на морской акватории
- Гриняк Виктор Михайлович
д-р техн. наук, профессор кафедры информационных технологий и систем;Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
Статья посвящена проблеме обеспечения безопасности движения судов на морских акваториях. В условиях насыщенного трафика навигационная безопасность может быть обеспечена только при соблюдении судами определённой схемы движения. В работе
ставится задача планирования системы маршрутов (схемы движения) судов через акватории с интенсивным трафиком. Эта схема зависит от географии акватории и особенностей трафика. Выбор того или иного варианта схемы обусловлен необходимостью обес-
печения максимальной безопасности движения и практическими соображениями. Особенности задачи затрудняют её прямое решение традиционными методами и средствами, так как они приводят к алгоритмам высокой вычислительной сложности. Так, модельное представление задачи на основе взвешенного графа не позволяет решить ее без привлечения специализированных вычислительных ресурсов. Предложен альтернативный подход: конструирование схем движения экспертным способом из типичных структурных элементов (примитивов) и моделирование движения судов по множеству
возможных траекторий с оценкой метрики, описывающей степень опасности движения. В качестве метрики опасности предлагается частота опасных сближений судов, отмечается возможность использования и других метрик. Имитационное моделирование задачи изолированно в рамках отдельного примитива вполне возможно на доступных вы-
числительных и программных платформах общего назначения. В работе рассмотрены четыре таких примитива, оценено среднее время между опасными сближениями судов для каждого из них. Приведён пример использования полученных результатов моделирования для планирования безопасных схем движения судов.
Ключевые слова и словосочетания: безопасность судоходства, управление движением судов, система установления путей движения, интенсивное движение, опасное сближение, моделирование судопотока, алгоритмы на графах.