Психолого-педагогическая программа развития метакогнитивных способностей школьников

Авторы
  • Чернявская Валентина Станиславовна

    д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры философии и юридической психологии; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

  • Величко Татьяна Анатольевна

    ассистент кафедры философии и юридической психологии; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Аннотация

Обоснованы данные об актуальности метакогнитивных способностей школьников как основы результативности учения в русле отечественной педагогики, а также гуманистической педагогики и психологии, метакогнитивного подхода. Представлены данные педагогики и психологии о роли педагога в создании вариантов обучения – бессмысленного или осмысленного. Источником осмыс
ленного становится, как минимум, предоставление ученику вариантов выбора, что делает его субъектом и предопределяет наличие осознанных результатов, а, следовательно, и метакогнитивных результатов. Рассмотрены подходы к развитию метакогнитивных способностей. Обоснована необходимость развития у школьников метакогнитивных способностей, выявлены низкие результа-
ты диагностики (методика М. М. Кашапова). Дано описание части программы развития метакогнитивных способностей у школьников. Показана результативность программы: представлены статистические данные о росте метакогнитивных способностей, полученные с помощью углового преобразования Фишера. Разработанную программу можно использовать в других группах для
повышения метакогнитивных способностей обучающихся. Ключевые слова и словосочетания: студенты, образование, самопонимание, рефлексия, самораскрытие способностей.

Документы для скачивания