Анализ категории культуры во взаимосвязи с самосознанием и образованием

Авторы
  • Малахова Варвара Романовна

    ст. преподаватель кафедры философии и юридической психологии. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Аннотация

Аннотация. В статье изучается взаимосвязь культуры, образования и самосознания. Рассматриваются подходы исследователей к пониманию культуры и ее роли в современном мире. Самосознание представлено третичными когнитивными процессами – метакогнитивными качествами и рефлексией, обусловливающими надситуативную позицию, которая способствует созданию и реа-
лизации индивидуального пути саморазвития личности. Психологическая культура – это конструкт, обогащающий духовную сторону человека; в данной работе понимается как часть общей культуры. Эмпирическое исследование проведено на выборке студентов третьего курса (№ = 22 человека). В результате исследования обнаружены взаимосвязи психологической культуры с рефлексией и метакогнитивными знаниями, а также показана связь результатов образования (баллов) с метакогнитивными качествами. Доказывается, что выделение значимости культуры в образовании повышает самосознание личности через развитие третичных когнитивных процессов, что делает процесс образования и его результаты личностно значимыми. Рост количественных ре-
зультатов образования (отметки) отражает качественные изменения в развитии личности. Показана взаимосвязь культуры – социума – образования и ее влияние на самосознание личности как субъекта образования.
Ключевые слова: культура, образование, субъект, метакогнитивизм.

Документы для скачивания