Идеология и лингвистика в СССР: из истории формировании когнитивной лингвистики в России (по материалам журнала «Вопросы языкознания»
- Чернышева Анна Сергеевна
канд. ист. наук, доцент, Институт иностранных языков, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса популяризации в СССР теорий генеративной грамматики Н. Хомского в 60–80-е гг. XX в., заложившего фундамент для развития российской школы когнитивной лингвистики. В то время как на Западе, особенно в США, новые идеи пользовались большой популярностью и находили последователей, развитие лингвистики в СССР шло в неразрывной связи с общественно-политической ситуацией в стране. Теории «марризма», господствовавшие в советском языкознании с 1930-х до начала 1950-х гг., репрессии 30-х гг. и послевоенная борьба с космополитизмом затрудняли исследования по новым направлениям, особенно по тем, которые активно развивались за рубежом. Возможность познакомиться с зарубежными лингвистическими теориями и публикациями, обсудить их и высказать собственную точку зрения советские лингвисты получили благодаря журналу «Вопросы языкознания», основанному в январе 1952 г. с периодичностью шесть
номеров в год. Автор связывает создание журнала с дискуссией на страницах газеты «Правда» (май – июнь 1950 г.), посвященной языкознанию, в частности отношению к «марризму». Участие в дискуссии И. В. Сталина с резкой критикой теорий Н.Я. Марра привело не только к основанию языковедческого журнала, но и новому курсу в области лингвистики – сравнительно-историческому.
В статье уделяется внимание двум главным редакторам журнала – В. В. Виноградову (1952–1969) и Ф. П. Филину (1971–1982), формировавшим основную редакционную политику. Изменение характера публикаций «Вопросов языкознания» в сторону критики зарубежных теорий в период редакторства Филина привело к отставанию советской лингвистики в разработке новых направлений. Однако в целом теории Хомского послужили своеобразным «пусковым механизмом» основной идеи когнитивной лингвистики: язык и мышление человека должны изучаться в совокупности, а не отдельно.
Ключевые слова: журнал «Вопросы языкознания», когнитивная лингвистика, Н.Хомский, генеративная грамматика, история науки, В. В. Виноградов, Ф. П. Филин.