Феноменология лица: из какого места говорит лицо?
- Кирсанова Лидия Игнатьевна
д-р филос. наук, профессор, Владивостокский филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры теории и истории государства и права, Владивостокский филиал Российской таможенной академии. Владивосток. Россия
-
канд. филос. наук, доцент департамента философии и религиоведения, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия
В статье исследуется способность лица говорить, которая относится к доязыковой и сверхъязыковой реальности субъекта. Лицо формирует сообщение как для самого себя, так и для другого. Авторы задаются вопросом, из какого места говорит лицо, существу-
ют ли органы лицеобразования, которые по преимуществу участвуют в формировании человечности. Авторы вводят понятие о «частичном объекте», отсылая к лакановскому психоанализу. «Частичный объект» (маленький) – нос, губы, веки, подбородок и другое может стать источником или очагом аффекта – удовольствия, желания, ненависти, ревности, агрессии и т.п. «Частичный объект» не может стать ядром единства, целостности, а только содержанием множественности, инфантильной, неустойчивой, инертной. Следует различать лицо как организм, который дан человеку от природы и который выражает начала рода, крови и почвы, и лицо индивидуализированное, в котором субъект настаивает на себе как на чем-то особенном. Авторы отмечают, что кинематограф внес решающий вклад в распознавание и понимание того, как говорит лицо; не что в лице содержится, а то, каким образом формируется сообщение. В кино реализуются такие стратегии лицеобразования, как крупный план, лицо-аффект, лицевой профиль, дивидуация лица. Приводятся ссылки на режиссерские работы Бонюэля, Бергмана, Довженко, Дзиги Вертова, Тарковского и др.
Ключевые слова: родовое лицо, индивидуальное лицо, лицеобразование в кино.