Технологии формирования гибких навыков делового общения в условиях электронной коммуникации

Авторы
  • Борзова Татьяна Александровна

    канд. культурологии, доцент кафедры русского языка, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Аннотация

Удаленный формат обучения поставил перед вузами задачу виртуализации всех
дисциплин, в том числе социально-гуманитарных, нацеленных на подготовку к эффективной
коммуникативной деятельности по специальности. В этой связи практическую и теоретиче-
скую ценность представляют исследования технологий электронного обучения (e-Learning) в
аспекте формирования у бакалавров-гуманитариев гибких коммуникативных навыков. В рам-
ках этой актуальной задачи в статье обсуждаются результаты онлайн-адаптации курса
«Профессиональная речь и деловая переписка», первоначально разработанного по смешанной
технологии в LMS Moodle. В теоретической части уточняются понятия «коммуникативная компетенция», «компетенция делового общения»; показаны особенности электронной коммуникации в сравнении с межличностным взаимодействием в аудитории; приводятся результаты опроса бакалавров о готовности к интерактивным онлайн-занятиям и факторы, влияющие на их эффективность. Потенциал e-Learning в обучении профессиональной речи раскрывается на примере проектных игр в технологии веб-квест (web-quest), направленных на создание электронных образовательных продуктов по тематике курса (практическая новизна). Краткосрочные и долгосрочные ролевые игры осуществляются в форме проектной деятельности по решению предметных и профессиональных задач, например: организация он-лайн-совещания в конфликтной ситуации; подготовка аудиоконференции по проблеме; создание и запуск вебинара по теме курса; разработка сценария обучающей игры по бизнес-этикету и деловому протоколу. Создавая цифровые образовательные продукты, бакалавры активно участвуют в виртуализации теоретической части курса. Как показал опрос, организованные на бесплатных сервисах Google Hangouts Meet, Adobe Connect, Webinar.ru, а также Google Meet, Voov Meetings (для китайских студентов) учебные деловые коммуникации позволяют в полной мере реализовать принцип сотрудничества в обучении, повышают мотивацию и интерес к предмету, что в целом положительно сказывается на результатах e-Learning.
Ключевые слова: электронные (цифровые) коммуникации, e-Learning, виртуализация (цифровизация) курса, компетенция делового общения, профессиональная речь, гибкие навыки (soft skills), образ.

Документы для скачивания