Проблемы и перспективы образования в сфере сервиса
- Коноплева Нина Алексеевна
д-р культурологии, профессор кафедры дизайна и технологий, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Клочко Инна Леонидовна
канд. техн. наук, доцент, директор института креативных индустрий, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Кучеренко Анастасия Леонидовна
канд. искусствоведения, старший преподаватель кафедры английского языка в сфере востоковедения и африканистики, Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург. Россия
Аннотация. Статья посвящена проблематике определения сервиса, сервисной деятельности и сложностей в организации образования в области профессиональных знаний и формировании компетентности обучающихся. Рассматриваются проблемы, возникающие в сфере сервисного образования в целом и социокультурного сервиса в частности. Обосновываются пер-
спективы сервисного образования, обусловленные развитием постиндустриальной экономики, трансформацией занятости, появлением и ростом новых сфер занятости (рост числа тех, кто занят не физическим трудом, офисные специалисты, работники сферы продаж, технического обслуживания, руководители, специалисты квалифицированного труда, их замести-
тели и персонал, обслуживающий их деятельность), а также особенностями постиндустриального общества, характеризующимися сменой аграрной экономики на индустриальную, демонстрирующей рост третичного сектора экономики, его дифференциацию и сервисизацию, появление новых сегментов – четвертичного (информационные, телекоммуникационные, научно-исследовательские услуги), пятеричного сектора (высокоинтеллектуальный и креативный труд). Отмечено, что в современном сервисе одно из решающих значений для успешного профессионала имеет владение креативными технологиями, проектными видами
деятельности. Обосновано, что для деятельности в сфере сервиса важен креативный тип человека, способный к нестандартному решению задач, умеющий быстро изменять стратегии деятельности, находить неожиданные выходы из неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций и формировать новые, уникальные пути достижения поставленных перед ним целей.
Ключевые слова: сектор услуг, сфера услуг, деятельность в сфере услуг, образование, проблемы, перспективы.