Экскурсия-лекция как инструмент профориентационной работы при формировании трудовой мотивации школьников на примере г. Владивостока

Авторы
  • Гомилевская Галина Александровна

    канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры ту- ризма и гостинично-ресторанного бизнеса, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

  • Олейникова Илона Сергеевна

    канд. экон. наук, доцент кафедры туризма и гостинично- ресторанного бизнеса. Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

  • Чернега Анастасия Андреевна

    студент, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

В настоящее время в контексте формирования современного рынка труда и максимально изменившегося портрета выпускника школы возрастают требования к профориентационной работе и поиск новых форматов. Среди широкого разнообразия профориентационных методов и форм особое место занимает использование экскурсионных приемов, в том числе проведение экскурсий-лекций с использованием интерактивного формата. Целью исследования является разработка методических основ проведения экскурсии-лекции в рамках профориентационной деятельности и апробация программы экскурсии-лекции с использованием интерактивного подхода в условиях взаимодействия муниципальных служб и образова-ельных учреждений г. Владивостока. Задачи исследования: определение профессиональных интересов подростков, знакомство с ключевыми принципами выбора профессии и апробация программы профориентационной экскурсии-лекции на школах г. Владивостока. Методология работы: в статье использованы экскурсионные методы профориентационной деятельности с использованием интерактивного подхода, методы систематизации, классификации, социологии; составлена схема классификации методов школьной профориентации. В ходе работы составлен паспорт программы профориентационной экскурсии-лекции с отраженными ключевыми характеристиками проведения профориентационных мероприятий, целевой группой, ожидаемыми результатами реализации программы и сроками реализации. Научной новизной работы является авторское определение экскурсии-лекции, в том числе в контексте проведения профориентационных «живых уроков», актуализированная классификация методов
профориентации школьников, а также методический подход к проведению профориентационной экскурсии-лекции, направленной на формирование трудовой мотивации школьника.
Практическим результатом работы является внедрение программы экскурсии-лекции в профориентационную работу школ г. Владивостока с анализом и оценкой обратной связи. 

Ключевые слова: профориентационная работа, профориентационная экскурсия, экскурсионная деятельность, интерактивная экскурсия, экскурсия-лекция, портрет школьника, трудовая мотивация.

Документы для скачивания