Корреляты академической успеваемости старших подростков: пилотажное исследование

Авторы
  • Малахова Варвара Романовна

    канд. психол. наук, доцент кафедры философии и юридической психологии, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

  • Башкин Василий Васильевич

    магистрант, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Статья посвящена изучению факторов академической успеваемости школьников – старших подростков. В пилотажном исследовании выявлены и описаны связи академической успеваемости со стилями отношений родителей, самоэффективностью и реакциями на ситуации фрустрации. В исследовании участвовали старшие подростки 15–17 лет в количестве 28 человек. Показаны отрицательные связи академической успеваемости с враждебностью и непоследовательностью родителей. Не обнаружена взаимосвязь академической успеваемости с самоэффективностью. Приводятся различия влияния позитивного интереса и автономности родительского отношения на подростков в разные периоды их жизни. Позитивное внимание и автономность родителей не оказывают непосредственное влияние на академическую успеваемость старших подростков, однако сохраняется эффект зафиксированного опыта, связанного с этими стилями отношения родителя. Показаны значимые различия враждебного и непоследовательного отношения родителей в группах подростков с разными показателями успеваемости. Старшие подростки с более высокой академической успеваемостью ощущают позитивный интерес и автономность со стороны родителей и более низкую враждебность. Авторами показано, что негативное воздействие враждебности на академическую успеваемость сохраняется в разные периоды подросткового возраста (14–15 лет и 15–17 лет). Уступчивость и конформность поведения старших подростков (N = 16) способствуют достижению академических результатов в школьном обучении. Данное пилотажное исследование открывает перспективы и целесообразность дальнейшего изучения взаимосвязей академической успеваемости с родительским отношением и реакциями на ситуации фрустрации у подростков 15–17 лет.
Ключевые слова: старшие подростки, академическая успеваемость, самоэффективность, отношение родителей, тест фрустрационных реакций Розенцвейга.

Документы для скачивания