К вопросу о взаимосвязанном обучении монологической и диалогической речи на китайском языке

Авторы
  • Буденная Светлана Юрьевна

    ст. преподаватель кафедры английского языка Мос- ковского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина; соискатель кафедры лингводидактики Института иностранного языка им. М. Тореза Московского государственного лингвистического университета. Москва. Россия

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса о взаимосвязанном обучении русскоговорящих студентов монологической и диалогической речи на китайском языке. Практика обучения устной речи на китайском языке с использованием учебных пособий, как отечественных, так и китайских издательств, показывает, что первоочередное внимание в них, как правило, уделяется развитию умений диалогической речи, что выражается в большом количестве упражнений на создание диалогов по образцам / подстановочных диалогов. При этом освоение монолога происходит значительно позже и нередко в отрыве от умений монологической речи. В статье обосновывается целесообразность взаимосвязанного обучения диалогическому и монологическому высказыванию уже на начальном этапе обучения. Благодаря диалогу даже при ограниченных языковых средствах открывается возможность создания коммуникативной ситуации в аудитории, снимается коммуникативный барьер, приобретается опыт оперирования языковыми средствами в устной речи. Увязанное с диалогом освоение дискурсивных особенностей монолога на китайском языке позволяет варьировать формат диалога, переходя от этикетного общения к содержательному; презентация устного монологического сообщения, как правило, предполагает переход от монологического речевого сообщения к взаимодействию в формате диалога – при обсуждении содержания сообщения, включая социолингвистические, прежде всего этикетные, особенности такого общения в общий контур взаимодействия коммуникантов. В то же время взаимосвязанное обучение монологической и диалогической речи требует тщательно разработанной системы упражнений, опирающейся на типологию решаемых задач. В статье приводится пример реализации описанного подхода по теме «Знакомство».
Ключевые слова: диалогическая речь, монологическая речь, китайский язык, устная речь, взаимосвязанное обучение, формирование умений, коммуникативный подход

Документы для скачивания