Удовлетворенность собой у подростков 15-16 лет с разными типами привязанности
- Малахова Варвара Романовна
канд. психол. наук, доцент кафедры философии и юридической психологии, Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия
- Краснощеков Вячеслав Олегович
студент, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
В подростковый период актуализируется процесс формирования образа Я. Его становление происходит во взаимоотношениях и в процессе общения с другими людьми, в особенности со значимым окружением – родителями, сверстниками. Умение и
готовность выстраивать те или иные типы привязанности и соответственные уровни контакта во многом влияют на субъективное благополучие личности и самоотношение. Ощущение подростка себя в отношениях с людьми не случайно; оно является производ-
ным от взаимоотношений с родителями. Опыт привязанности он впервые получает в отношениях с ними. Усвоенный опыт подросток переносит в свои актуальные контакты, привязанности и формирует определенное отношение к себе. Целью работы стало изучение самоотношения и типов привязанности у подростков 15–16 лет. На выборке 56 человек подростков показана прямая взаимосвязь этих феноменов: чем выше у подростка уровень надежности привязанности, тем более благополучное самоотношение регистируется. Авторами показано, что надежный тип привязанности способствует выстраиванию более качественного и стабильного контакта с собой и более высоких показателей самоотношения. Обнаружены статистически значимые различия между количественными показателями самоотношения у подростков с избегающим и тревожным типами привязанности, с одной
стороны, и с надежным типом – с другой. Показатели самоотношения подростков с тревожным и избегающим типами привязанности достоверно не различаются. Делаются выводы о значимости самоотношения и его зависимости от уровня надежности привязанности и роли взаимоотношений родителей с подростком.
Ключевые слова: подросток, Я-концепция, самоотношение, тип привязанности, удовлетворенность собой