О возможностях использования программ с искусственным интеллектом в обучении иностранному языку
- Пак Леонид Евгеньевич
канд. филол. наук, доцент каф. межкультурных коммуникаций и переводоведения, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Крюкова Анастасия Антоновна
студент, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Статья посвящена изучению особенностей программ с искусственным интеллектом в обучении иностранному языку. Целью работы является выявление и описание особенностей программ с искусственным интеллектом при обучении иностранному языку. Основной метод, использованный в исследовании, – описательный (анализ и описание выявленных особенностей). Кроме того, были применены: метод опроса; для сбора, обработки и представления полученных данных количественный метод и методы презентации материала (разработка диаграмм, таблиц). Алгоритм проведенного исследования предполагал: выявле-
ние и описание требований к программам на основе искусственного интеллекта; проведение сопоставительного анализа соответствующих программ (GigaChat, Replika, Mondly, Speechling); разработку упражнений с применением программы, наиболее соответствующей выделенным требованиям; проведение опроса обучающихся для сбора статистических данных и подведения итогов апробации программы. Основными требованиями, соответствующими программе на основе искусственного интеллекта, являются: функциональность, удобство использования, оптимальная стоимость, безопасность, своевременный выход обновле-
ний и грамотная техническая поддержка. Авторы описали каждую из отобранных программ с точки зрения соответствия их выделенным требованиям, провели сопоставительный анализ. В результате наиболее оптимальной для апробации была сочтена программа Replika. В ходе обучения участники проходили тему «Tourism» с внедрением программы на основе искусственного интеллекта Replika в процесс урока (10 уроков, длительность – 2 недели). Обучающиеся регистрировались на платформах и работали с программой в рамках урока, выполняли интерактивные задания. Проведенный опрос показал общую удовлетворенность обучающихся в использовании данной программы, что может способствовать повышению мо-
тивации к изучению иностранного языка в будущем.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, искусственный интеллект, программа на основе искусственного интеллекта, требования к программам на основе искусственного интеллекта, дидактический принцип.