Свободные экономические зоны и динамика отраслевого законодательства в 2014–2023 гг.
- Ниязова Марина Валентиновна
канд. экон. наук, доцент, доцент каф. гражданско-правовых дисциплин, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Рост количества, географии и тематики свободных экономических зон стал закономерным этапом эволюции этого института и общемировой тенденцией в ответ на деглобализацию и дефицит инвестиционного капитала после глобального финансового кризиса. Являясь частью национального законодательства, регулятивная составляющая института свободных эко-
номических зон подвержена частым изменениям. Выделенные тенденции динамики свидетельствуют об их направленности на дерегулирование, организационную автономию и имплементацию специальных юридических приемов и средств в общий механизм правового регулирования экономических отношений, и российские свободные экономические зоны не стали исключением. Исследование посвящено анализу изменений содержания во времени отраслевого законодательства о свободных экономических зонах в России. С использованием авторской методики на примере территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, действующих в Дальневосточном федеральном округе, показана количественная структура и дана качественная характеристика, связанная с интерпретацией изменений в хронологическом порядке по отраслям права. Выделены геостратегический, экономический, информационно-технический и социально-культурный факторы динамики и доказано их неоднозначное влияние на направленность изменений отраслевого законодательства в свете идеи развития. Сделан вывод о том, что: 1) в градостроительстве они способствуют установлению более мягкого и гибкого правового регулирования и возрастанию роли общественного контроля; 2) в землепользовании – ограничению прав резидентов и расширению возможностей госорганов; 3) в налогообложении – концентрации в одном федеральном органе исполнительной власти полномочий по уплате федеральных налогов и сборов, внедрению принципа защиты инвестиций, установлению единой модели льготного налогообложения по налогу на имущество организаций и кодификации законодательства о налогах и сборах в субъектах РФ; 4) в таможенном регулировании – сближению структуры и содержания таможенного регулирования в законодательстве о территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток,
его совершенствованию с учетом современных технологий. Полученные результаты могут быть полезны при совершенствовании преференциальных режимов свободных экономических зон.