Академическая прокрастинация и профессиональная идентичность студентов вуза: в поиске психологических предикторов деструктивных проявлений в образовательном процессе
- Махова Ирина Юрьевна
МБОУ лицей № 1, г. Комсомольск-на-Амуре, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Блинкова Анастасия Евгеньевна
магистрант, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Статья посвящена рассмотрению феномена академической прокрастинации как деструктивной формы поведения в образовательном процессе вуза в ракурсе его психологических предикторов. На основе теоретической постановки проблемы, формирования и реализации эмпирической модели исследования авторы показали различия эмоциональных пережива-
ний в образовательном процессе, оценке своей успешности и саморегуляции студентов с разным уровнем прокрастинации. У участвующих в исследовании студентов Дальневосточного округа (ДВО) с разным уровнем прокрастинации выявлены достоверные различия лишь в проявлении зрелой (сформированной) идентичности как статуса профессионального самоопределения (с точ-
ки зрения Дж. Марсиа). Студенты с деструктивными вариантами учебной активности достоверно реже студентов с низким уровнем прокрастинации обнаруживают определенность своего профессионального выбора и соответствующих планов саморазвития. Взаимосвязь лени (ключевого фактора прокрастинации) с выраженностью моратория как статуса профессиональной
идентичности студентов – участников исследования позволяет рассматривать прокрастинацию в контексте адаптогенеза в условиях возрастания ориентации на ценности качества жизни как удовлетворение потребностей человека в самореализации.
Ключевые слова: академическая прокрастинация, профессиональная идентичность, деструктивная активность, эмоциональные переживания, саморегуляция, мотивы выбора профессии.