Лингводидактический потенциал сопоставительных дискурсивных исследований
- Пилюгина Наталья Юрьевна
канд. филол. наук, доцент каф. русского языка, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Социокультурная компетенция входит в широкое понятие межкультурной компетенции, которая выделяется как важная часть профессиональной подготовки специалистов и закреплена в стандартах высшего образования. Предметом изучения стали особенности формирования социокультурной компетенции в рамках организации научно-исследовательской деятельности иностранных студентов-лингвистов. В частности, интерес представляет потенциал сопоставительных дискурсивных исследований русского и китайского языков. Новизна работы заключается в применении модели формирования социокультурной компетенции к исследовательской деятельности китайских студентов, изучающих русский язык как неродной. Описана модель формирования социокультурной компетенции на основе четырех компонентов: лингвокультурного, метаязыкового, интерпретационного и психологического. Представлены основные этапы работы над исследовательским проектом, посвященным анализу интернет-дискурса русских киносервисов и специфики представления на них информации о китайских фильмах. Выявлена взаимосвязь компонентов социокультурной компетенции и лингвистических методик сопоставительного исследования. Исследование специфики описания китайских фильмов на сайте киносервиса показано на примере анализа структуры представления фильма на сайте, содержательных гипертекстовых особенностей, прагматических особенностей каждого элемента описания. Лингвокультурный компонент представлен на примере изучения приемов перевода названий фильмов, безэквивалентой лексики, национально-культурных особенностей содержания сюжета. В результате сделан вывод о том, что применение методики дискурсивного анализа русских гипертекстов в сопоставлении с китайскими формирует у студента более широкое представление о специфике фактов культуры изучаемого языка, а также навыки уверенной коммуникации в иноязычном социокультурном обществе.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, научно-исследовательская деятельность, лингвокультурный компонент, гипертекст, дискурс, дискурс-анализ, интернет-коммуникация, студенты-лингвисты, иноязычная компетентность.