Модель формирования гуманитарного мышления у будущих инженеров в процессе вузовского образования
- Манджиева Антонина Олеговна
аспирант, преподаватель каф. строительства, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. Элиста. Россия
В статье акцентировано внимание на подготовке инженера нового типа в условиях гуманитаризации инженерного образования. Обоснована значимость формирования у будущих инженеров гуманитарного мышления как основы их профессиональной компетентности и качества субъектности в профессии. Раскрыты функции и компоненты гуманитарного инженерного мышления. Исследуемая проблема рассмотрена в контексте гуманитарно-антропологического, субъектного, компетентностного и когнитивного подходов. Описаны функции и компоненты гуманитарного инженерного мышления. Предложена модель процесса форми-
рования у будущих инженеров гуманитарного инженерного мышления, описывающая этапы работы со студентами в контексте текстуально-диалогической образовательной технологии. Представлен опыт работы с будущими инженерами-строителями, студентами инженерно-технологического факультета Калмыцкого государственного университета по реализации иссле-
дуемой модели, связанный с проблематизацией образовательного процесса, созданием диалогических ситуаций решения инженерных задач, включением в содержание образовательного процесса опыта метапознания, метафоризации, создания гуманитарных проектов.
Ключевые слова: профессиональное образование, гуманитаризация инженерного образования, гуманитарно-антропологический подход, когнитивный подход, гуманитарная модель образования, гуманитарное мышление, метакогнитивное познание, текстуально-диалогическая технология.