Переживание чувства вины у студентов с разными типами привязанности
- Малахова Варвара Романовна
канд. психол. наук, доцент каф. философии и юридической психологии, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Краснощеков Вячеслав Олегович
Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Тип привязанности, по мнению Дж. Боулби, формируется с младенческого возраста в процессе взаимоотношений с матерью (или близким взрослым), а также качественно трансформируется в ходе дальнейшей жизни. Вина – чувство, свойственное человеку и формирующееся в контексте социума. Вина и тип привязанности как опыт взаимоотношений с родителями обретают индивидуальные свойства и особенности в ходе воспитания, отношений в детстве. Цель работы – выявление особенностей переживания вины у студентов с разными типами привязанности. В исследовании приняли участие 56 студентов вуза. Применены
психодиагностические методики: опросник вины в адаптации И.А. Белик, тест на тип привязанности Т. Гибсона. С помощью критерия корреляции Спирмена доказаны связи между измерениями вины и типами привязанности в выборке студентов вуза. Так, вина как устойчивая характеристика личности положительно связана с избегающе-отвергающим и тревожным типами привязанности, а вина-состояние – с тревожно-избегающим и тревожным типами привязанности. Студентам с безопасным типом привязанности в меньшей степени свойственна вина как черта личности; они более уравновешенны, адаптивны, им свойственно более гибкое и творческое проявление в поведении. Сравнительный анализ по критерию Манна – Уитни показал, что студентам с тревожно-избегающим типом привязанности свойственно переживание вины, основанной на приверженности к моральным нормам, а студентов с тревожным типом отличает выраженность вины-состояния и вины-черты. Не обнаружено различий в степени переживания вины у студентов с безопасным и избегающеотвергающим типами.
Ключевые слова: вина, переживание вины, тип привязанности, детско-родительские отношения.