Top.Mail.Ru
4_19_Почему нельзя «мотивировать на учебу» подростков: экзистенциальная и учебная мотивация подростков 15–16 лет . Наука

Почему нельзя «мотивировать на учебу» подростков: экзистенциальная и учебная мотивация подростков 15–16 лет

Авторы
  • Чернявская Валентина Станиславовна

    Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Аннотация. Обсуждается проблема недостатка данных о мотивации подростка в контексте взаимосвязей фундаментальной экзистенциальной мотивации и школьной мотивации в условиях, когда существует взгляд на мотивацию как вариант манипуляции. Поставлена и достигнута цель уточнения психологических особенностей взаимосвязей экзистенциальной
мотивации и школьной мотивации подростка. Раскрыт авторский взгляд на мотивацию как внутренний ресурс, а не внешний стимул. В рамках теоретического анализа показаны возрастные особенности развития личности, ведущих видов деятельности в контексте мотивации. Описаны варианты нарушения развития мотивации подростка – инфантилизм, выученная беспо-
мощность. Эмпирическое исследование проведено на выборке N = 76 школьников 14–15 лет. Методы исследования: тест школьной мотивации В. Хеннига, тест экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле (Шумский с соавт.). Представлены результаты сопоставления экзистенциальных фундаментальных мотиваций (экзистенциальный анализ А. Лэнгле) и детализации учебных мотивов
(В. Хеннига). Данные корреляционного анализа показали тесную взаимосвязь экзистенциальных и учебных мотивов подростков. Однако каждая фундаментальная экзистенциальная мотивация связана со школьными мотивами особым образом; они раскрывает сущность внутреннего ресурса личности подростка, в отличие от внешнего стимулирования.
Ключевые слова: подростки, школьная мотивация, экзистенциальная мотивация, взаимосвязь, внутренний диалог, возрастные особенности.

Документы для скачивания