Top.Mail.Ru
4_20_Формирование культуры речи у учащихся в контексте воспитательной работы вуза . Наука

Формирование культуры речи у учащихся в контексте воспитательной работы вуза

Авторы
  • Криницкая Марина Юрьевна

    Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

  • Борзова Татьяна Александровна

    Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Аннотация. Рассматривается проблема активного использования студентами вузов иноязычной лексики в повседневной речи и методы формирования культуры речи у молодежи в контексте воспитательной работы. Цель исследования – выявить источники употребления заимствованной лексики студентами и разработать эффективные учебные материалы по регулятивности данного явления. Методы исследования включали наблюдение за речевым поведением студентов, теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Результаты исследования показали, что активное использование студентами иностранных слов обу-
словлено как внешними социокультурными факторами (влияние глобализации, Интернета, массовой культуры), так и внутренними психологическими потребностями молодежи (желание самоидентификации, стремление к престижности). Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении проблемы использования заимствованной лексики студентами с позиций соответст-
вия нормативно-правовым актам российского государства, требований педагогической науки и разработки рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в вузе. В заключении представлены инструменты (задания), которые расширяют представления учащихся об особенностях речевого поведения в той или иной ситуации общения. Понимание данных особенностей
речевого поведения студентов и дальнейшее изучение влияния заимствований на формирование их языковой личности позволяют говорить о перспективах дальнейшего исследования: детальной разработке учебно-методических материалов по развитию культуры речи у учащихся в условиях языковой глобализации; выявлении роли педагога в предупреждении чрезмерного использования студентами иностранных слов и т.д. Результаты исследования могут быть применены в практике профессиональной подготовки будущих педагогов, в деятельности молодежных центров по воспитательной работе, а также в преподавании дисциплин, направленных на развитие коммуникативной компетентности студентов.
Ключевые слова: воспитание, культура речи, русский язык, заимствованная лексика, педагогика, языковая компетентность, эффективная коммуникация, образовательные технологии, воспитательная работа.

Документы для скачивания