Оценка экологической информированности студентов среднего профессионального образования
- Ярусова Софья Борисовна
Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Иваненко Наталья Владимировна
Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия
- Штабной Игорь Петрович
Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Буравлев Игорь Юрьевич
Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия
Аннотация. Освещаются вопросы формирования экологической культуры как раздела наук об окружающей среде (области взаимодействия природы и общества) и интереса к экологическим проблемам у студентов колледжей на примере Владивостокского государственного университета (ВВГУ). Проведен предварительный анализ экологической информированности
студентов среднего профессионального образования (СПО) на примере колледжа сервиса и дизайна (КСД) и IT-колледжа (IThub Владивосток) Владивостокского государственного университета. Проведено анкетирование 333 студентов 1–3-го курсов вышеуказанных колледжей, обучающихся по широкому спектру специальностей. Оценивалось знание студентами
экологических проблем современности, источников получения экологической информации; самооценка экологической заинтересованности и самообразования учащихся. Результаты исследований показали ряд общих тенденций: среди респондентов двух колледжей высок процент студентов, редко задумывающихся об экологических проблемах; в данных учебных заве-
дениях большинство студентов оценивают свой уровень экологической компетентности как средний и занимаются самообразованием в области экологии эпизодически или редко. Значительное количество студентов двух колледжей (примерно 15–20 %) не смогли однозначно оценить свой уровень экологической компетентности. Научная новизна: на примере ВВГУ
получены новые данные об отношении студентов СПО к вопросам экологии. Установлено, что отношение учащихся к окружающей среде не соответствует социальным требованиям; собственная экологическая компетентность не воспринимается студентами как значимая в их самообразовании. Практическая значимость: полученные результаты свидетельствуют о необходимости уделять больше внимание развитию экологической культуры и экологическому просвещению студентов СПО, активизировать различные формы их научно-исследовательской и проектной деятельности и ряд других инструментов. Оценка степени информированности и заинтересованности учащихся колледжей в решении экологических проблем удет использована для корректировки программ по экологическому образованию и воспитаию студенческой молодежи.
Ключевые слова: экология, экологическая информированность, экологическая культура, экологическое образование, Владивостокский государственный университет.