Концепция многодисциплинарного учебника в формате КоЛубок
- Филимонов Вячеслав Аркадьевич
старший научный сотрудник, профессор, д-р техн. наук, Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН. Новосибирск. Россия
Рассматривается задача разработки многодисциплинарного учебника. Приво дится вариант анализа систем образования, сделанный с помощью схемы «9 окон» из Теории Решения Изобретательских Задач. Рассмотрены возможности и ограничения кросс сенсорных систем. Обоснована необходимость изучения схематизации и других способов формализации, равно как и основ культуры и общежития различных социальных систем. В результате всё это может обеспечить приемлемый уровень ситуационной и когнитивной осведомлённости. На основе гипотезы о мультисенсорном характере образовательных сред будущего предлагается формат учебника, объединяющий формы комикса и лубка. Формат комикса используется для представления развития ситуации; формат лубка – для представ ления обобщённой панорамы изучаемой темы. Вариантами такой панорамы могут быть ме тафорические когнитивные карты, использующие универсальный язык графического искусст ва. Комикс может быть выполнен одновременно на нескольких языках. Тексты и иллюстра ции могут быть подобраны в соответствии с различными вариантами психологического профиля учеников. Представленные форматы снабжены авторскими иллюстрациями. Пред ложенный формат учебника предполагается сделать на основе подхода «4К» (коллективный, когнитивный, конфигураторный, конвергентный) в когнитивной инфраструктуре ситуаци онного центра. Ключевые слова: образование, системный анализ, трансляция, кросс-сенсо