Опыт применения каузометрии в обучении студентов психолого- педагогической направленности
- Доронина Инга Викторовна
Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирск. Россия
Образовательный процесс является не только учебным, но и личностно-формирующим для студентов бакалавров. На наш взгляд, второму аспекту уделяется недостаточное внимание. Психодиагностика является психологическим средством и условием для усиления личностной составляющей в профессиональном обучении, особенно для педагоговпсихологов. Цели исследования – изучить перспективы применения методик каузометрии в обогащении образовательного процесса по развитию психолого-педагогических компетенций; представить опыт применения инструментария индивидуальной и групповой каузометрии в
учебном процессе будущих педагогов. При этом использовались следующие методы: определение психологического возраста, оценка пятилетних интервалов, формирование и оценка событий жизни, построение каузоматрицы и каузограммы, биографическое интервью. В исследовании мы делимся опытом получения данных посредством каузометрии. Наша выборка продемонстрировала средний уровень возрастной адекватности; в большинстве проявлены нормативно-возрастные особенности. Каждая методика по отдельности дала смысловые показатели и основу для рефлексии. Студенты получили возможность осознать перспективы
по основным сферам жизни, сопоставить свое настоящее с возможностями в будущем и скорректировать свой образ жизни. Раскрыты сущность процесса и результаты биографической диагностики в контексте применения каузометрии в образовательном процессе, причем включение каузометрии в педагогический процесс ранее в публикациях не освещалось.
Ключевые слова: каузометрия, биографические методики, событие, каузоматрица, каузограмма